>

В Москве сегодня работает более 2 тыс. салонов и студий красоты. Их
покупают, перепродают, создают с нуля и даже дарят подругам и женам. Но
далеко не все предприятия успешны, - ведь чтобы получать реальную
прибыль, недостаточно уютного интерьера и администратора с модельной
внешностью.
Чем шире ассортимент услуг в салоне, тем выше лояльность клиентовПривлечение и удержаниеПривлечение
клиентов - приоритетная задача и для начинающего руководителя небольшой
студии загара, и для маститого владельца сети салонов красоты.
Некоторые почему-то ограничиваются одним-единственным способом
продвижения - рекламой в СМИ. Конечно, яркий модуль или грамотно
составленная статья сделают свое дело. Но чтобы поток клиентов не
иссякал, необходимо постоянно искать новые способы коммуникации. Их
выбор во многом зависит от расположения и окружения салона. Если вы
обратитесь в рекламное агентство с просьбой привлечь в салон новых
посетителей, то первое, что вам предложат - провести разведку местности -
исследовать приблизительно километровую зону вокруг салона. И уже на
основании полученных данных выбирать методы борьбы за клиента.
Вопрос
номер два: "Как стимулировать лояльность клиентов?" Девять из десяти
клиентов, которым не понравился салон, никогда не придут туда снова. А
пять из девяти - поделятся негативными впечатлениями со своим знакомым.
ОШИБКА: Ухаживать за клиентом, пока он не расплатится, и сразу "забыть" о нем.
СОВЕТ: Напоминайте клиентам о себе: организуйте рассылку поздравительных открыток; раздавайте недорогие сувениры к праздникам.
ОШИБКА:
Стандартизованный подход к посетителям. Клиента может "спугнуть" даже
неудачно подобранная музыка или отсутствие сахара в кофе.
СОВЕТ:
Заведите на постоянных VIP-клиентов специальные карточки, в которых
следует помечать предпочтения в музыке, запахах, наборах процедур.
ОШИБКА: Отсутствие внутреннего замка в солярии; скрытый от глаз клиента набор декоративных лаков для ногтей.
СОВЕТ:
Проанализируйте, правильно ли организовано пространство в салоне.
Пройдите по всем помещениям, поставив себя на место клиента.
Прислушайтесь к ощущениям: не возникает ли чувство дискомфорта? А лучше
попросите об этом своих знакомых: со стороны всегда виднее.
ОШИБКА: Позволять мастерам раздавать посетителям личные визитные карточки. В случае увольнения мастера клиенты "уходят" вслед за ним.
СОВЕТ: Проследите за ситуацией с визитками в вашем салоне.
Но
главное, о чем стоит помнить владельцу салона красоты: чем шире
ассортимент услуг в салоне, тем выше лояльность клиентов. Если клиенту
приходится стричься у вас, делать маникюр в другом салоне, а загорать - в
третьем, скорее всего, он будет искать четвертый салон, который сможет
предоставить ему весь комплекс услуг. "Мы "сделали ставку" на семейную
атмосферу в салоне, - рассказывает генеральный директор одного из
московских салонов красоты. - Обязательно поздравляем клиентов с
праздниками и часто вместе их отмечаем, проводим дни открытых дверей,
дарим подарки. Например, бесплатную укладку в день рождения. Не экономим
на чае и конфетах для посетителей. Людям это нравится, к нам
возвращаются снова и снова и благодарят за доброе отношение...".
ПерсоналПо
мнению большинства руководителей салонов красоты, одна из самых сложных
задач - подобрать команду профессионалов, ответственных и преданных
своему делу. "Человек, отучившийся две недели на курсах и даже не
получивший диплом, мнит себя мастером, - говорит владелец сети салонов. -
Он требует рабочее место с хорошей зарплатой, но не знает, с какой
стороны подступиться к клиенту".
СОВЕТ: Подбирайте
коллектив методом проб и ошибок, руководствуясь собственным
профессиональным чутьем. "Кадровая проблема для нас актуальна, -
рассказывает Светлана, администратор салона красоты. - За много лет
совместной работы мы - руководители и мастера салона - стали одной
семьей. Болеем за общее дело. Случайные люди у нас не задерживаются.
Новый человек, приходя в коллектив, понимает: мы "живем" заботами
салона, и либо принимает это, либо нет".
СОВЕТ: При наборе
сотрудников оценивайте не только их компетентность и профессионализм,
но и соблюдение этических норм. Типичные случаи нарушения этики:
сотрудник в присутствии клиента обсуждает поведение других посетителей,
выясняет отношения с коллегами, критикует руководство, заработную плату и
др. Такое поведение мастеров приводит к потере клиентов. Поэтому
разработайте и возьмите за правило подписывать одновременно с трудовым
договором "Правила корпоративной этики". В основные положения
"Правил..." стоит включить: внешний вид мастера; нормы общения с
коллегами и клиентами; курение; телефонные разговоры; поведение во
внерабочее время. Подкрепите договор системой штрафов и поощрений.
ЗарплатаСамый
распространенный способ оплаты труда - процент от выполненных работ.
Уровень заработной платы мастеров колеблется от 10 до 60% от выручки.
Фиксированный оклад назначают завхозу, уборщице, иногда -
администратору. "Одно время мы позволяли мастеру работать на собственной
косметике. Процент, естественно, назначили высокий, ведь мастер тратит
свои средства на материалы для работы, - рассказывает заместитель
директора салона красоты. - Но эта система привела к тому, что он начал
"экономить": приобретать недорогие и не самые качественные косметические
продукты, перекладывать их в баночки "с именем"... В итоге пострадали и
клиенты, не получившие желаемый результат от процедуры, и репутация
салона. Больше мы подобных экспериментов не проводим. Снизили проценты,
все материалы покупаем сами, ориентируясь лишь на рекомендации
мастеров". Минус в системе процентной оплаты один. Часто мастера,
получающие сдельную зарплату, начинают выходить на рабочее место "под
запись". В итоге случайно заглянувшего в салон клиента можно упустить.
СОВЕТ: Обязать мастера присутствовать на рабочем месте, соответствующим образом составив договор.
Недобросовестность сотрудниковПодобрать
персонал, не склонный к воровству, может только руководитель-психолог.
Если психология - не ваш конек, придется положиться на разработанные и
утвержденные вами же должностные инструкции для каждого члена
коллектива. Авторитет руководителя салона должен быть непререкаемым и
поддерживаться сплоченной командой сотрудников, не принимающих воровство
в принципе. "Если руководитель хочет быть уверенным, что в его салоне
не воруют, он должен создать для своих людей отличные условия. Тогда
мастера будут "держаться" за свои места. А стабильная зарплата будет для
них важнее, чем несколько грамм украденного крема. Для наших
сотрудников, например, самое страшное наказание - потерять работу, -
говорит владелец салона. - И еще: общайтесь со своими клиентами,
спрашивайте, довольны ли они качеством услуг. Тогда полученная
информация, к примеру, о плохо прокрашенных волосах, заставит
задуматься: на что пошла сэкономленная краска...".
СОВЕТ:
Ведите ежедневный учет расходных материалов. Разработайте нормы расхода
средств, необходимые для стандартных процедур. Воспользуйтесь
компьютерными программами. Например, программа "Ваш салон" позволяет
вести складской учет; пробивать чек, регистрируя дату, имя мастера и вид
услуги; выводить кассовые отчеты за любые промежутки времени;
составлять рейтинги мастеров или услуг и др.
РентабельностьПродукты
салона - это не только услуги: стрижка, маникюр, массаж... Расширение
ассортимента дополнительных товаров (услуг) поможет довольно быстро
повысить рентабельность. Продажа профессиональной косметики - продуктов
по уходу за волосами, кожей лица и тела; средств для стайлинга, загара,
ногтей; декоративной косметики и пр. Продвигать сезонные продукты
помогают скидки. Продажа сопутствующих товаров - бижутерии, заколок для
волос, расчесок. Введение дополнительных услуг: мастер-классы ведущих
специалистов салона (по вечернему макияжу или ароматерапии), танцклассы и
т.п. Например, "Летиция" изначально была семейным фитнес-центром, -
рассказывает владелец салона. - Потом появился салон красоты. Теперь у
нас есть химчистка-прачечная, турагентство, копировальный центр и даже
"детская комната". Это привлекает посетителей: у нас можно с пользой
провести время! Следовательно, рентабельность салона повышается".
Снижение издержек. В частности на элитные сорта кофе и конфет для
посетителей, дорогие средства для уборки помещений. Но чрезмерная
экономия может отпугнуть клиентов. Салон класса люкс, в котором к чаю
подается дешевое печенье, доверия не вызывает.
ОборудованиеЭту
проблему многие салоны решают исходя из принципа целесообразности.
Рассказывает заместитель директора салона красоты: "Мы определили
предметы, без которых не можем обойтись в принципе. Это
косметологическое кресло-кушетка и лампа-лупа. Все остальные аппараты
решено было заменить умелыми руками косметолога и массажиста. На наш
взгляд, небольшому салону в спальном районе выгоднее вложить средства в
качественную французскую или израильскую косметику и достойно оплатить
работу "золотых" рук мастера, чем покупать многофункциональный аппарат
за 10-20 тыс. долларов, который будет окупаться много лет. К тому же ни
одна аппаратная процедура не сравнится с массажем или маской, сделанной
умелыми руками специалиста с помощью "волшебной" косметики. Многие
салоны приобретают дорогие SPA-капсулы. Стоимость процедуры для клиента
при этом очень высока. Но чтобы сделать обертывание, массаж не нужен
сложный аппарат. И он зачастую простаивает, так как в соседнем салоне
аналогичные SPA-услуги можно получить дешевле и не хуже по качеству".
СОВЕТ:
Не стоит гнаться за технологическими новинками. Прежде чем приобрести
аппарат, посетите шоу-рум или выставку оборудования, где можно получить
подробную консультацию о приборе. Проанализируйте, насколько он
необходим именно в вашем салоне и не выгоднее ли будет поставить
один-два небольших аппарата (каждый из которых предназначен для одной
процедуры), чем многофункциональный "комбайн", большая часть функций
которого вам не пригодится.
Прейскурант На сегодняшний день существует
два "проверенных" способа ценообразования: 1.
Ориентация на рынок.
"Выведываем" стоимость аналогичных процедур у салонов-конкурентов и
выводим среднее арифметическое. Можно вычесть из полученного 5-30%, а
примерно через полгода поднять цены. Результат - наработанная клиентура.
2.
Расчет по формуле: стоимость расходного материала, потраченного на услугу, умножаем на 4.
Комментарий владельца салона: "Открывая
салон несколько лет назад, я сказал себе следующее: у меня будет
дешевле, чем у конкурентов, на 20-30 %. И, проанализировав рынок,
выставил цены по минимуму. К примеру, средняя стоимость минуты в солярии
по Москве - 20-25 рублей, у нас - 12. Я приобретаю самые дорогие и
качественные лампы, но мы все равно окупаем кабину за полгода. И если
"сосед" будет продавать минуту загара за 15 рублей, я продам ее за 8.
Разумеется, иногда нам просто приходится повышать цены (к примеру, когда
значительно поднимается арендная плата). Но мы честно объясняем это
посетителям и никого не теряем: даже в случае повышения наши цены
остаются ниже, чем у конкурентов".