>

Конкуренция заставляет российские банки идти на многое:
совершенствование продуктов, снижение тарифов, повышение качества
услуг, впечатляющие расходы на продвижение своего брэнда.
На практике "круглосуточность" банков выглядит не идеально
Что
называется, нужда заставит, а жизнь научит: пока на финансовом рынке
места хватает всем, но ведь уже сейчас ясно, что так будет не всегда. И
шансы уцелеть и преуспеть на нем у банков будут тем выше, чем лучше они
смогут вписаться в рынок сейчас, пока доходность их бизнеса в России
все еще превышает 30% в год.
Весьма популярным шагом среди
банков в деле борьбы за клиента стало объявление себя круглосуточными.
Крупные российские финансово-кредитные структуры, а также "дочки"
иностранных групп начали позиционировать себя как банки, которые
никогда не спят. Лозунг "24 часа в сутки, 7 дней в неделю" в буквальном
смысле охватил банковские массы и стал движущей силой, и вот уже
обслуживать клиента в любое время дня и ночи предлагают и Ситибанк, и
Росбанк, и ДжиИ Мани, и Банк Москвы и даже некоторые офисы подчеркнуто
консервативного Сбербанка. Заходите, люди добрые, берите, что хотите, и
когда хотите. Конечно, предварительно убедившись, что вы имеете дело с
"круглосуточным" банком, а главное - с офисом, который действительно
работает круглосуточно.
На практике же дела выглядят не
столь идеально. При "заходе" в офис любого круглосуточного банка можно
наткнуться на позевывающих операционистов (чаще - на одного
операциониста), который не слишком дружелюбно объяснит вам, что
воспользоваться вы можете лишь узким набором банковских операций.
Самыми доступными из этих операций являются, как легко догадаться,
снятие денег в банкомате или внесение деньги на счет в случае, если те
же самые банкоматы снабжены функцией cash in. Банкиры говорят, что
именно эти операции и являются наиболее востребованными под покровом
ночи. А вот другие, более сложны задачи - оформление кредитной заявки,
аренда сейфа или оплата коммунальных платежей - в большинстве "ночных
банков" решить нельзя. Просто потому, что возможность прихода
клиента-лунатика с подобными запросами в 2, 3 или 4 часа ночи, похоже,
не предусматривается. Упор делается на то, что человек в это время
суток может заскочить в банк либо потому, что обнаружил в доме (или в
карманах) полное отсутствие наличности, либо потому, что вспомнил о
наступлении дня платежа по кредиту и испугался, что ему "накрутят"
штраф или пеню за день просрочки.
Многие банки, которые
позиционируют себя как круглосуточные, поясняют, что никакого обмана
или сознательного введения в заблуждение клиента здесь нет. Человек,
которому "приспичило" решить более серьезные проблемы, чем банальное
снятие денег по карте в круглосуточном банкомате, или клиент, у
которого вдруг посреди ночи возникло желание взять кредит, может
воспользоваться услугами Интернет-банкинга. Мол, с помощью Интернета
операции действительно можно совершать в любое время суток. Беда только
в том, что способны на такие подвиги, по оценкам самих банков, сейчас
2-3% от общего числа клиентов. То есть подавляющее меньшинство. А
подавляющее большинство, скорее, готово воспринять такое предложение
как насмешку или, в лучшем случае, отговорку.
Впрочем,
некоторые банки-лидеры российской "розницы" уверены, что проблема не в
том, что круглосуточные банки у нас пока "не созрели", а в том, что они
не нужны в принципе. Ну, нет у большинства россиян привычки нестись в
финансово-кредитную организацию ночью или на ночь глядя, чтобы взять
кредит, арендовать сейфовую ячейку, прикупить паевой инвестиционный
фонд или общий фонд банковского управления. Такие решения 99% клиентов
предпочитает принимать среди бела дня, в ясном уме и твердой памяти.
Но, если так, то возникает вопрос - зачем банкам позиционировать себя
как круглосуточные, стоит ли для них игра свеч? И не несут ли они
определенные имиджевые издержки, когда в теории объявляют о своей
работе по принципу "24 часа в сутки, 7 дней в неделю", а на практике
функционируют либо как все остальные финансовые структуры? Либо лишь
немного "растягивают" свой рабочий график - до 9-10 часов вечера с тем,
чтобы к ним успели попасть люди, засиживающие на работе допоздна.
Единого
ответа на этот вопрос нет. Альфа-банк, например, прикинув
предполагаемые доходы от обслуживания клиентов во мраке ночи, пришел к
выводу - нет, не стоит. Число "клиентов-лунатиков" не столь велико,
чтобы окупить расходы банка на оплату труда операционистов в офисе,
потраченное в эти часы электричество и т.д. Если человеку хочется
"живого общения" с операционистом, он вполне может позвонить в
call-центр банка и поговорить со специалистом, если ему надо провести
какие-то операции - пусть осваивает возможности Интернет-банкинга. В
МДМ-банке позиция прямо противоположная: здесь считают, что никакие
звонки и услуги Интернета не восполнят человеку нормального общения с
банковским экспертом. А то, что этот эксперт к услугам клиентов в любое
время суток, доказывает серьезность намерений банка и его готовность
идти на жертвы ради повышения качества обслуживания.