>

Финансовый менеджмент — один из необходимых элементов экономического
управления деятельностью предприятия. Осуществление любой хозяйственной
деятельности сопровождается движением финансовых и денежных потоков.
Такое движение порождается самим фактом наличия деловых взаимоотношений
данного предприятия с другими юридическими лицами..
Финансовые
потоки возникают при закупке предприятием материалов, товаров, услуг,
при прохождении или стадии обработки, т. е. доведения до формы, готовой
для продажи, в процессе продажи с получением выручки и прибыли от
продаж. Финансовые потоки возникают также в результате взаимоотношений
предприятия с организациями, не связанными непосредственно с основной
деятельностью (расчеты с бюджетом, продажа и переоценка имущества,
уплата и получение штрафных санкций за невыполнение договорных
обязательств, расчеты по договорам аренды и т. п.). Финансовые потоки
формируются и в результате инвестиционной деятельности предприятия
(приобретение и продажа основных средств, осуществление капитальных и
финансовых вложений и др.).
Финансовые потоки — это оцененное в
денежной форме движение (изменение) любых элементов имущества
предприятия и любых источников его финансирования, а также имущества и
источников финансирования в целом.
В процессе движения имущества
и источников финансирования формируются и расходуются денежные
средства, т. е. возникают денежные потоки. По существу, движения
финансовых и денежных потоков переплетено и взаимоувязано.
Например,
в результате продаж предприятием продукции возникает дебиторская
задолженность при условии, что оплата продукции покупателями
производится через какое-то время после ее приобретения. В течение
всего этого времени имеет место дебиторская задолженность и ее
увеличение (элемент финансового потока). После оплаты дебиторами
купленной продукции дебиторская задолженность уменьшается и
соответственно растут денежные средства. Однако поступившие денежные
средства не могут оставаться на счетах: предприятию надо оплачивать
свои долги, поэтому денежные средства направляются на погашения
кредиторской задолженности — другой элемент финансовый и денежного
потока.
Все эти процессы происходят на предприятии непрерывно и
далеко не столь схематично, как здесь изложено. Как правило, движение
финансовых и денежных потоков не так прямолинейно. Предприятию в
конкретных условиях всегда приходится делать выбор между теми или иными
актами хозяйственной деятельности, просчитывая их финансовые
последствия. Только после этого можно принимать решения о направлениях
дальнейших действий. Такое принятие финансовых решений с учетом всех
сопутствующих им обстоятельств и можно, по существу, называть
финансовым менеджментом.
Несколько примеров.1. На
предприятии очень изношенные машины и оборудование. Заменять ли их
новыми? Замена требует больших капитальных вложений, но одновременно
дает возможность увеличить объем продаж и прибыль от продаж. Вместе с
тем замена оборудования повысит себестоимость продукции (рост
амортизации) и налог на имущество. Кроме того, на покупку оборудования
нужна дополнительные источники финансирования, возможно, банковский
кредит с соответствующими процентами. Замена оборудования целесообразна
с финансовой точки зрения лишь в том случае, если дополнительная
прибыль в результате роста выручки от продаж превысит дополнительные
затраты, возникающие при покупки оборудования. На этот вопрос ответят
только конкретные финансовые расчеты.
2. Предприятию выгодно,
когда договорные сроки расчетов с покупателями короче договорных сроков
расчетов с поставщиками: предприятие получает деньги чаще, чем должно
их платить, в результате появляются свободные средства в обороте.
Однако допустимо ли, даже при наличии практической возможности, еще
большее укорачивать сроки расчетов с покупателями и удлинять — с
поставщиками? Нет. Этому процессу наступает предел, когда под угрозой
оказывается общий коэффициент ликвидности, т. е. уровень
платежеспособности предприятия. Следовательно, регулируя сроки расчетов
с покупателями и поставщиками, надо одновременно следить за динамикой
общего коэффициента ликвидности и при достижении последним критического
для предприятия значения остановиться.
3. Предприятие может
выбирать между арендой оборудования и приобретением его на основе
договора лизинга. Выбор будет решаться результатами расчетов цены
аренды и цены лизинга с учетом конкретных предлагаемых арендодателем
или лизингодателем условий договорной.
4. На каком-то этапе
деятельности предприятия происходит падение спроса на его продукцию
(товары). Какие меры должно принять предприятие, чтобы не попасть в
тяжелое финансовое положение?
а) найти другие рынки сбыта;
б) снизить цены на предаваемую продукцию;
в) уменьшить натуральный объем продаж, чтобы поддержать цены;
г) улучшить потребительские свойства продукции, чтобы повысить спрос на нее;
д) полностью поменять состав продаваемой продукции.
Только конкретные расчеты финансовых последствий каждого из возможных решений дадут правильный ответ.
5.
Предприятие планирует в следующем периоде увеличение выручки от продаж.
Естественно, это вызовет необходимость в увеличении имущества
предприятия в части запасов дебиторской задолженности, может быть, и
основных средств; кроме того, в составе источников финансирования
должна увеличиться кредиторская задолженность. Достаточно ли будет в
этих условиях прироста источников финансирования для покрытия прироста
стоимости имущества? Необходимо знать ответ на этот вопрос уже на
студии планирования, иначе, реализуя в следующем периоде бизнес-план,
предприятие может оказаться перед фактом недостатка источников
финансирования. Зная показатели бизнес-плана и проектов договоров с
покупателями и его поставщиками, можно и нужно до наступления планового
периода рассчитать, на какую сумму увеличится каждый элемент активов и
пассивов и в случае необходимости принять решение об устранении
недостатка источников финансирования заблаговременно.
Таких примеров можно приводить множество. В следующих статьях эти и другие ситуации будут рассматриваться подробно, с расчетами.
Принятие
любого финансового решения предполагает предварительный анализ и оценку
показателей, в отношении которых решение принимается. Разъясним этот
тезис на тех же пяти примерах.1. Решение о необходимости
замены машин и оборудования может быть принято только на базе анализа
результатов в том числе финансовых, эксплуатации действующего
оборудования. Если анализ показал, что затраты на ремонт и содержание
оборудования очень высоки в расчет на единицу выпускаемой с этого
оборудования продукции и не могут быть компенсированы при существующем
уровне цен на эту продукцию, то оснований для постановки вопроса о
замене оборудования достаточно.
2. Решение об изменении договорных сроков расчетов с покупателями и поставщиками может быть принято, если анализ показал, что:
а) у предприятия нет просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, все дебиторы расплачиваются вовремя:
б)
у предприятия нет просроченной кредиторской задолженности, а ее сумма
целиком соответствует договорным условиям расчетов с поставщиками,
работниками и т. д.;
в) общий коэффициент ликвидности предприятия выше, чем ему необходимо в конкретных условиях его деятельности.
Если
эти условия не соблюдаются предприятию в первую очередь надо заняться
решением проблемы просроченной и безнадежной дебиторской задолженности
в целях увеличения денежных средств в обороте.
3. До решения
вопроса об аренде или лизинге, очевидно, были проанализированы
показатели фондоотдачи и рентабельности действующего оборудования,
рентабельности продаж (поскольку платежи и за аренду и за лизинг
оборудования должны включаться в себестоимость продукции).
4.
Предприятие анализирует и оценивает соотношение постоянных и переменных
затрат в составе всех затрат на продаваемую продукцию; выявляет резервы
снижения постоянных и переменных затрат; анализирует факторы,
сформировавшие фактическую величину прибыли до налогообложения и на
этой основе — допустимое снижение прибыли от продаж (включая
убыточность продаж), при котором можно получить необходимую предприятию
прибыль до налогообложения.
5. До планирования прироста выручки
от продаж анализируется и оценивается динамика выручки за предыдущие
периоды, выявляются причины и последствия такой динамики. Определяется
целесообразность увеличения выручки с нефинансовой точки зрения
(перенасыщение рынка, снижение цен, необходимость предоставления
льготных условий расчетов покупателям и др.). Анализируется состав
затрат, зависящих от величины выручки от продаж (налоги, где
налогооблагаемой базой является выручка цены на сырье и материалы,
величина фонда оплаты труда работников и др.). До принятия решения о
необходимости увеличения выручки от продаж целесообразно на основе
аналитических данных обосновать необходимость такого прироста, т. е.
показать, что недостатки в состоянии финансово-хозяйственной
деятельности предприятия имеют в качестве одной из причин низкую
стоимость продаж.
Финансовый менеджмент имеет целью не только
определить все финансовые последствия тех или иных решений по вопросам
работы предприятия и даже не только найти способы устранения или
смягчения влияния на финансовое состояние отрицательных последствий.
Еще одна важнейшая цель финансового менеджмента — определить ориентиры,
на основе которых можно оценить, благоприятен ли для данного
предприятия сложившийся уровень того или иного показателя, а затем
решить, нуждается показать в росте, снижении или сохранении имеющегося
уровня.
Речь идет прежде всего о показателях, которые
традиционно принято оценивать по нормальному или рекомендуемому уровню,
универсальному для всех, или, в лучшем случае, — дифференцированному по
отраслям.
В первую очередь такими показателями являются
коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости. По
большинству из них существуют так называемые нормальные значения,
имеющие рекомендательный характер. Значения, как правило, даются в
определенном интервале. Однако практика показывает, что многие
предприятия, у которых коэффициенты находятся за пределами, а иногда и
далеко за пределами названных интервалов, находятся в благополучном
финансовом состоянии, и наоборот, предприятие может иметь коэффициенты
в пределах рекомендуемых уровней и одновременно тяжелое финансовое
состояние.
Причина в том, что рекомендуемые уровни усреднены и
не рассчитаны на конкретные условия деятельности каждого предприятия,
такие, как структура имущества, структура имущества, фондоемкость,
материалоемкость, состояние запасов и дебиторской задолженности,
условия поставок материальных ценностей и оказания услуг и др. Все
перечисленное только частично отражай отраслевые особенности. В большей
степени это особенности каждого предприятия. В следующих статьях все
названные обстоятельства будут подробно рассмотрены как основа для
определения нормальных применительно к данному предприятию уровней
коэффициентов. Ответив на вопрос, какой уровень нужен, можно принимать
решения о способах его достижения также применительно к данному
предприятию.
В ряде ситуации финансовой менеджмент предполагает
выбор одного варианта решения из возможных нескольких. Например, при
необходимости увеличения источников финансирования — увеличивать либо
собственные, либо заемные источники; при росте или падении выручки от
продаж — выбор наиболее благоприятного для предприятия соотношения
динамики цен и натурального объема продаж; при осуществлении инвестиций
— выбор из нескольких критериев их эффективного самого важного в
условиях данного предприятия и т. д.
Таким образом, финансовый
менеджмент имеет целью создания необходимых условий для такого движения
финансовых и денежных потоков, которое обеспечивало бы бесперебойную и
эффективную деятельность предприятия. Именно с этой целью
осуществляется управление активами и источниками финансирования,
финансовыми результатами продаж и учетом уровня рисков, планирования
динамики активов и пассивов. Основа для принятия управленческих решений
— глубокий финансовый анализ их оценка качества фактического
финансового состояния предприятия.