>

Аналитические компании попеременно публикуют прогнозы подтверждающие их
отчеты о том, как стремительно растет рынок мобильной связи.
Производители телефонов вкладывают в рекламу своих брендов, отдельных
моделей и «мобильного образа жизни» в целом миллиарды долларов.
Два вида бизнеса: ремонт и покупка мобильников неотделимы друг от другаПо-сути
это – одно из наиболее перспективных направлений рынка массового
потребления. Наверное, многим хотелось бы прокатиться на денежной волне,
которую гонят Nokia, Samsung, SonyEricsson, Motorola и остальные. Нет
ничего проще – для этого нужно всего лишь открыть свой собственный
сервис по покупке б\у и ремонту мобильных телефонов.
Что
характерно, второй (более престижный) бизнес непосредственно связан с
первым. Сейчас на рынке нет ни одной компании, которая занималась бы
приобретением бывших в употреблении мобильных телефонов, и при этом не
занималась бы их ремонтом. К сожалению, на первых порах этот, в общем,
вполне, благопристойный бизнес, приобрел несколько маргинальный оттенок.
Дескать, подержанные мобильные телефоны приобретают, по большей части
скупщики краденого. Однако, это далеко не так. Во всем мире люди продают
б/у гаджеты по схеме «trade in», либо через интернет-аукционы.
Что
касается сервис-центров, то в их существовании жизненно заинтересованы
сами производители всякого рода «гаджетов». И, прежде всего – мобильных
телефонов. В идеале они, конечно же, предпочли работать с неким
идеальным покупателем, который после окончания гарантийного срока
выбрасывает старую игрушку и бежит за новой, и даже кое-что для
воплощения этой своей мечты делают. Но пока ситуация остается прежней:
покупатель хочет иметь возможность оперативно и качественно
отремонтировать свой телефон или даже заменить какой-то из наиболее
подверженных износу узлов. Если же телефон не подлежит ремонту или же он
слишком дорог, то владелец, как правило, без сожаления продает его в
сервис-центре за сумму, которую ему предлагает мастер.
Таким образом, два вида бизнеса: ремонт и покупка просто неотделимы друг от друга.
Итак, что необходимо знать владельцу будущего сервис-центра?
Помещение Сразу
стоит отметить, что специально оборудованных помещений для сервиса
найти невозможно, если только не купить или арендовать помещение,
которое занимала другая сервисная компания. Да это и не нужно. Лучше
всего оборудовать помещение под сервис с нуля, тогда можно все
обустроить с учетом индивидуальных требований компании. Одно из основных
требований, которые предъявляются к помещению для сервиса, – это
надежное питание, электричество в промышленных масштабах. Поэтому аренда
помещения у завода подойдет лучше, чем аренда нескольких квартир или
подвала в жилом доме. Впрочем, эту проблему можно решить покупкой
источников бесперебойного питания, но это достаточно затратный путь.
Например, установка дизель-генератора обойдется в несколько тысяч
долларов. Потом, в сервисном помещении должны быть хорошая система
вентиляции, заземление (обычное не подходит). Все помещения должны быть
оборудованы так, чтобы минимизировать риск возникновения статического
электричества и поражения чувствительных элементов на плате аппарата.
Поэтому применяется и проводящее покрытие пола, и антистатическая
мебель, и принадлежности. Не стоит забывать про качественный Интернет
(качественный в плане скорости и надежности) и связь. Хотя если есть
хорошее соединение с сетью, то и с телефонной связью все будет в
порядке.
Зонирование сервис-центра, скорее всего, особых
сложностей не вызовет: оно традиционно. Помещение номер один – это
приемка. Разумеется, в том случае, если она работает не отдельно от
остального офиса, что разумно, но не всегда выполнимо. Для обстановки
этой комнаты потребуется много стеллажей, на которых размещают аппараты.
Каждый поступающий в сервис аппарат заносится в базу данных и «ждет»
своего часа. Когда нужный час пробил, аппарат поступает
технику-диагносту для тестирования радиопараметров и диагностики. Как
только неисправность выявлена, телефон переходит в руки
инженеру-ремонтнику. И диагносты, и инженеры в идеале должны занимать
разные помещения.
Стоит обратить внимание на количество
квадратных и кубических метров на человека – людям должно хватать места.
Впрочем, это требование касается любых помещений, предназначенных для
работы – оно не специфично. После устранения неполадок телефон
отправляется на склад.
ПерсоналПодобрать персонал
для сервис-центра не проще, но и не сложнее, чем для любой другой
профессиональной работы. Благо в Москве существует множество ВУЗов,
которые готовят профессиональных инженеров-электронщиков, не всегда
востребованных на крупных предприятиях. Однако, не стоит пренебрегать и
теми возможностями, которые предоставляют сервис-центрам
компании-производители. Как правило, они проводят специальные семинары и
даже вывозят мастеров авторизованных сервис-центров на свои заводы, для
того, чтобы они получили возможность «на месте» ознакомиться со
спецификой производства и используемого оборудования. Впрочем, последний
пункт – для тех счастливцев, кто сможет продемонстрировать высокое
качество работы и заключить договор с одним из крупных производителей.
Главное
требование, которое может предъявляться к персоналу, это –
исполнительность. Не важно, работает ваш сервис-центр с частными или
корпоративными клиентами, главное требование, которое будет
предъявляться к его работе помимо качества – это сроки.
Поэтому
все сотрудники должны быть готовы работать «от звонка до звонка», так,
чтобы руководитель или маркетолог мог с высокой точностью планировать
продуктивность работы компании.
Принцип работыСервисная
компания может работать только с корпоративными, только с частными
потребителями или совмещать оба принципа работы. Здесь стоит учесть, что
для работы с потребителями необходима сильная база – это и сеть
приемок, и большое количество персонала, и отлаженная система управления
филиалами, и учет, и т. д. С корпоративными заказами работать проще –
достаточно нескольких автомобилей для доставки аппаратов, нужно не так
много сотрудников. На начальном этапе развития сервиса эффективней
обслуживать корпоративных клиентов, спокойно занимаясь отладкой и
построением технологической базы для обслуживания розничных клиентов.
При этом вы можете заниматься приобретением сотовых телефонов у частных
клиентов по системе «trade in», их отладкой и перепродажей – никто из
ваших корпоративных заказчиков не осудит такого способа «линейного
расширения» бизнеса.
Что касается построения бизнес-процессов в
компании, то они индивидуальны, единственная общая черта для всех
сервис-центров – наличие отдела проверки качества.
Например, в
аналогичных зарубежных компаниях «на выпуске» работает примерно столько
же специалистов, сколько и в ремонтных мастерских. Разумеется, это
связано с тем, что они прекрасно понимают: если дефект не устранен,
наносится ощутимый урон престижу марки.
Запчасти Пожалуй,
основной проблемой всех российских сервис-центров, занятых ремонтом
сотовых телефонов, являются запчасти. Отказ произвести ремонт в
кратчайшие сроки, в большинстве случаев связан не с отсутствием
специалистов, а именно с отсутствием необходимых деталей. Чтобы работа
сервис-центра вызывала как можно меньше нареканий со стороны клиентов,
стоит помнить о том, какими путями они попадают на российский рынок.
Запчасти,
которые используются при сборке, по большей части производятся
сторонними поставщиками. Это небольшие фирмы, кто-то специализируется на
производстве пластика, кто-то – на производстве дисплеев, электронных
компонентов, и все эти поставщики должны вовремя поставлять запасные
части. Компоненты для сборки и запчасти для сервиса должны быть
качественными, если вдруг происходит ошибка при проектировании, то
срочно проводят исследование, меняют состав. Но тут возникает парадокс: в
первую очередь такие запчасти нужны самой «родительской» фирме для
продолжения производства, поэтому все запчасти, которые будут
выпускаться с новым номером, прежде всего, пойдут на производство, и
где-то месяц-полтора сервис не будет получать запасных частей требуемого
качества.
Но даже когда требуемые запчасти попадают в сервисный
департамент, их нужно будет отгрузить в сервисные центры. Если
производитель сам занимается доставкой этих запчастей, то тут все ясно –
размещается заказ, они доставляются в Россию, и начинается рассылка по
сервисным центрам. Если не занимается, то возникает еще один
промежуточный этап – дистрибьютор или сервисные центры, имеющие каналы
доставки, должны запчасти ввезти. Как правило, и первые, и вторые
используют серые каналы ввоза, никто не занимается их растаможиванием
«по-белому», не потому, что это дорого, а потому, что оформление
большого перечня запасных частей представляет собой огромную
бюрократическую проблему. Соответственно, велик риск, что запчасти могут
«зависнуть» на границе. Допустим, запчасти попали в Россию, нужно
распределить их между сервисными центрами. Хорошо, если у дистрибьютора
есть программа, которая отслеживает заказы, делает прогноз,
последовательность выдачи, и хорошо, если дистрибьютор не склонен
срубить лишнюю копеечку и переставить в очереди желающих. Если все
работает правильно, то где-то в течение недели эти запчасти будут
перепакованы и отправлены по адресам.
И это еще идеальная схема.
Впрочем, подобные ситуации сравнительно редки, и касаются лишь отдельных
моделей. В остальных случаях сервис-центр работает стабильно и приносит
своему владельцу гарантированную прибыль, ведь в наше время мобильная
связь стала фактически функцией организма. А кто не завидовал
неизменности дохода хозяев платных туалетов?