Первый вариант — бизнес как семейный — это просто стиль управления на
начальной стадии развития бизнес-организации, когда поначалу она представляет
собой малую группу, управляемую по-семейному: тесные связи, отношения
неформальные, все спаяны единой целью — обеспечить жизнеспособность бизнес-идеи.
По мере роста бизнеса семейная организация себя изживает и требуется переход к
новому состоянию — более формальным отношениям, где прежние "друзья", "сват и
брат" обретают новый статус в управленческих отношениях руководитель —
подчиненный. Не всем компаниям удается преодолеть этот рубеж. Те, кто преодолел,
обретают возможность инкорпорироваться, развиваться, масштабироваться.
Второй вид — наследуемый бизнес семьи — это традиция (которая у нас, к
сожалению, была прервана): приходит время, и бизнес переходит по наследству к
сыну (дочери). Здесь сам уклад жизни, сама традиция и культура наследования
бережет и бизнес, и семью от разлада.
Остановимся на плюсах и минусах совместного бизнеса членов семьи. Плюс
практически один: в самом начале, когда есть только бизнес-идея и небольшой
капитал, бизнес - ребенок, и ему нужны внимание и забота "родных людей", тех,
кто на первых порах готов не покладая рук, почти безвозмездно и с полной
самоотдачей, заботиться о его младенчестве.
Но наступает момент, когда бизнес уже подрос, и каждый хочет удовлетворения
своих ожиданий. Здесь, как правило, выясняется, что видение того, каким должно
быть будущее бизнеса, у разных членов семьи сильно различается. Личные цели и
интересы тоже весьма разнятся. И, что не менее важно, в процессе выращивания
бизнеса члены семьи, мягко говоря, очень по-разному проявили себя как бизнесмены
и управленцы. Здесь начинаются минусы.
К сожалению, нередко семьи создают бизнесы, которые потом сами же и губят:
ибо рано или поздно наступает такой момент, когда интересы семьи и интересы
бизнеса приходят в противоречие. Способность к "бизнесменству" у разных членов
семьи развита в разной степени, и тогда получается, что один вытягивает бизнес,
а остальные висят на нем, связывая по рукам и ногам, высасывая из бизнеса
ресурсы, мешая развитию. В этой ситуации нередко один из членов семьи пытается
взять бразды правления в свои руки, стремясь как-то нейтрализовать негативное
влияние "балластных" участников, и тогда на поле бизнеса разыгрываются семейные
драмы с обвинениями в непослушании, узурпации, предательстве, амбициозности,
алчности, черной неблагодарности и т. п. Если кто-то из членов семьи не является
явным лидером, либо если члены семьи сознательно не решат отдать бразды
правления одному человеку, то бизнес обречен превратиться в карлика либо
медленно сойти на нет.
Глядя на минусы "коллегиального правления" семьи, они все более и более
иронично относятся к владельцам, начинают сомневаться в перспективах самого
бизнеса и постепенно отчуждаются. Со временем это неизбежно приведет к тому, что
фирма начнет терять ключевых сотрудников и ключевые рынки. Ничего хорошего,
понятно, это не сулит. Поэтому членам совместного бизнеса нужно быть готовыми к
этому, поумерить "родительские" амбиции или иждивенческие настроения и решиться
на разделение функций управления и владения. Научиться состоять в формальных
отношениях, быть в определенном смысле друг без друга. Если этого не сделать
своевременно, то впереди — серьезные испытания как для бизнеса, так и для самой
семьи. Бывает, хоть и нечасто, что в связке "отец-сын", "муж-жена", "брат-брат"
и т. п. возникает прочный взаимодополняющий тандем, но и в этом случае требуется
четкое разделение полномочий владельцев. В таком тандеме, как правило, один
сильнее, стратегичнее, а другой осознает и принимает это и ведет себя адекватно.
Надо отметить, что проблема разделения владения и управления вообще характерна
для тех бизнесов, где владельцев больше одного, просто семейные узы придают
ситуации особый драматизм.
Итак,
как же поступить? Прежде всего, четко разделить: что относится к отношениям
семейным, а что — к бизнес-отношениям. В совместном бизнесе семья становится
стадией развития бизнеса, а бизнес — стадией развития семьи. Чтобы не
задохнуться в этих бизнес-семейных объятиях, членам семьи нужно развиваться
вместе с развитием бизнеса, нужно решиться на опыт взросления в бизнесе.
Итак, если бизнес создается членами одной семьи без необходимого понимания,
что такое есть бизнес, без четкого осознания своих личных целей каждым из них,
без взаимного уважения и понимания разности интересов друг друга, то минусов от
семейности у такого бизнеса будет гораздо больше, чем плюсов (с определенного
момента — сплошные минусы).
Когда же есть принципиальная готовность к выстраиванию цивилизованных
отношений, дальнейшее — дело техники. Нужно соблюсти незыблемость принципа
единоначалия, без него любая система управления идет вразнос. Поэтому может быть
целесообразно на определенной стадии развития отдать бизнес в руки самому
сильному и перспективному члену семьи, а остальным выдать привилегированные
акции без права вмешательства в оперативное управление. Если же явного лидера
среди учредителей нет, — создать совет директоров и нанять управляющего. Может
быть полезен институт кураторства со стороны владельцев отдельных направлений.
Есть и другие варианты инкорпорирования бизнеса, но в каждом конкретном случае
решение должно быть уникальным, с учетом интересов сторон и, конечно же, самого
бизнеса.
Автор статьи:
http://www.allmedia.ru/