>

Рискнуть и стать владельцем собственного бизнеса мечтают многие. Однако
же для многих это так и остается мечтой. Ведь раскрутить новое дело -
задача нелегкая. Гораздо проще, если бизнес уже сложился, технологии
отработаны, марка известна, и остается лишь поддерживать ее высокую
репутацию.
Специально для желаюших "
играть наверняка" еще
полтора века назад был придуман франчайзинг, который ныне в зените
популярности. По статистике, до 40% американского товарооборота идет
через франчайзинговые предприятия. Плюсов у "сетевого" бизнеса
множество.
Во-первых, вы покупаете франшизу известного брэнда, а
вместе с ним - армию лояльных клиентов.
Кроме того, получаете все
рецепты бизнеса, от управленческих методик до технологических карт,
причем и то и другое уже опробовано и доказало свою эффективность.
В-третьих,
компания-франчайзер выступает в качестве "старшего брата" и помогает
решать возникающие проблемы. Американский же опыт показывает, что 85%
открывшихся малых предприятий закрываются в первые пять лет работы. А из
открывшихся по франшизе - только 14%.
Рисков у компании-франчайзи,
конечно, тоже хватает.
Во-первых, вы зависите от репутации и
успехов всей сети. Если у головной компании или даже у какого-либо
филиала дела пошли неважно или имидж оказался "подмоченным", то
страдаете и вы.
Кроме того, ограничена свобода: согласно договору
концессии, предприниматель должен буква в букву соблюдать все
технологии и стандарты купленного бизнеса, и за этим головная компания
будет без устали следить.
Естественно, придется выплачивать
ежемесячные платежи (роялти), которые могут быть как оговоренной
фиксированной суммой, так и процентом с выручки, в среднем от 3% до 6%.
Альтернативы
нет?
Может статься, в ближайшем будущем у многих
предпринимателей не будет дилеммы, какой бизнес открыть. Вопрос будет
другой - какую франшизу выбрать. По мнению Нины Семиной из "Магазина
готового бизнеса", малому бизнесу будет все сложнее противостоять сетям
по целому ряду причин.
-Во-первых, у сетевых компаний, работающих,
например, в ритейле, закупочные цены ниже из-за большого объема закупок,
меньше и расходы на рекламу и PR. Большие, нежели у маленькой компании,
лоббисткие, юридические и прочие возможности. А главное - у нее есть
узнаваемый брэнд и лояльная к марке покупательская аудитория. Например,
покупатели, пользующиеся услугами сетевой компании в одном городе или
стране, приехав в другой город, наверняка воспользуются услугами сетевой
компании, в качестве услуг которой они уже убедились.
В США работает
65 типов компаний, работающих по модели франчайзинга. Это все виды
торговли, фаст-фуда, "сетевая" бухгалтерия, строительный бизнес,
стоматология, фитнес и даже борьба с насекомыми. Общая статистика просто
оглушительная: количество компаний-франчайзеров около 2 тыс., а
франчайзи - 767 тыс! Индустрия франчайзинга обеспечивает работой около
10 млн американцев.
В базе Российской ассоциации франчайзинга
насчитывается 95 компаний, однако многие известные брэнды развиваются по
этой модели, но не входят ни в какие союзы и ассоциации, так что цифра
на самом деле больше. По оценкам экспертов, сегодня франчайзинговые
пакеты предлагают около ста российских компаний и около пяти - пяти с
половиной тысяч российских компаний работают как франчайзи.
Куда
податься- В России сегодня наиболее перспективны торговля и
фаст-фуд,- считает Нина Семина из "Магазина готового бизнеса".- Растет
сегмент услуг. Франшизное производство же пока не слишком востребовано.
-
Наибольшее количество запросов к нам поступает на "торговые" франшизы,-
говорит Виталий Мокрушин, руководитель департамента франчайзинга
компании "Республика идей".- Предприниматели интересуются новыми
торговыми концепциями, новыми форматами торговли. Отмечу, что наибольшим
спросом пользуются самые дешевые франшизы, от $10 тыс. до $30 тыс.
В
самом деле, как грибы растут франчайзинговые фаст-фуды - кофейни,
пиццерии, кафе, рестораны. По словам Нины Семиной, в неделю поступает
несколько заявок на общепит, в основном из регионов.
Кстати, довольно
часто франчайзинговые проекты бывают просто удачным вложением средств.
-
Обычная ситуация, когда к нам приходит инвестор с вопросом: "помогите
выгодно вложить деньги",- добавляет Нина Семина.- Мне, мол, все равно, в
какой бизнес инвестировать - от аптеки до кафе. Просят найти наиболее
перспективные направления, интересуются динамикой различных рынков. Как
правило, это топ-менеджеры крупных компаний, или же бизнесмены, которые
хотят инвестировать свободные деньги в прибыльное дело, тем самым
"диверсифицировав" собственный бизнес.
Пусть меня научатСерьезный
плюс франчайзинга - корпоративное обучение. Поэтому многие
предприниматели рассматривают франшизу как своеобразный
бизнес-университет. Ведь головная компания-франчайзер не только
обеспечит оборудованием, но и обучит в собственном учебном центре. К
слову, партнеры корпорации "Ростик групп", приобретающие франшизу на
рестораны "Ростик'с", проходят обязательную трехмесячную программу
обучения для управленцев. Впрочем, думать о том, что франчайзинг - это
шанс "научиться бизнесу", не стоит.
- По моему мнению, В России
франшизы покупают люди, уже имеющие опыт в бизнесе,- утверждает Виталий
Мокрушин.- Хотя в той же Америке франчайзинг считается билетом в бизнес
буквально для кого угодно, у нас это пока удел созревших
предпринимателей. К примеру, неопытный человек может "прощелкать"
возможность арендовать подходящее помещение, а матерый бизнесмен никогда
такой шанс не упустит. Сработает профессиональный рефлекс. А подходяшее
помещение - это 90% успеха нового предприятия.
- Не могу
согласиться, что франчайзинг - это только для людей с опытом,- парирует
Нина Семина из "Магазина готового бизнеса".- Многие франшизы, которые мы
продаем, настолько просты, что требуют всего одного-двух человек
персонала и простейшей бухгалтерии. Это может быть продажа бижутерии,
простенький фаст-фуд и пр. С таким бизнесом, как мне кажется, справится
просто элементарно образованный и организованный человек. Кстати, часто
подобный бизнес покупается "в подарок" любимой жене, подруге, детям.
Минус
в плюсеРазумеется, у франчайзинговой схемы существует и
недостатки. Серьезный минус - это необходимость следовать разработанным
франчайзером стандартам, рецептурам и технологиям. Для многих
предпринимателей, "генераторов идей" по характеру, это может стать
камнем преткновения.
Отчасти поэтому многие франчайзеры проводят
специальное тестирование потенциальных партнеров. Эксперты не только
анализируют финансовые возможности франчайзи, но и изучают его
психологический потрет. Существует даже специальный тест, разработанный
американским профессором Стенвордом, активно применяемый в международной
практике. С его помощью можно определить, способны ли вы работать в
команде, насколько вы готовы к постоянной и монотонной работе и т. д.
Есть
и более обыденные риски, как то возможность конфликта с головной
компанией. Случается, что франчайзер может "забыть" про
компанию-франчайзи, "тормозить" с оказанием консультативной и прочей
помощи, а то и вовсе продать чересчур много франшиз в тот или иной
регион, создав искусственную конкуренцию между своими франчайзи.
Впрочем,
главное, о чем стоит помнить начинающему франчайзи: если вы не сумеете
организовать процесс, то даже франчайзинг вам не поможет.
Ведь бизнес
- это в первую очередь самоконтроль.