Самая интересная информация из мира финансов, много увлекательного и познавательного материала на различные «денежные» темы, темы домашней бухгалтерии, домашних финансов и пр.
Самый лучший и быстрый способ стать финансово независимым – открыть свой бизнес. О том, как это сделать, как эффективно управлять бизнесом, как увеличить продажи, улучшить маркетинг и др. темах, касающихся бизнеса, читайте здесь.
Российский бизнес сравнительно молод: конкурентная среда еще не вполне
сформировалась, предпочтения потребителей постоянно меняются, процентное
соотношение зарубежных и отечественных товаров говорит пока не в пользу
последних. Самое время отвечать на основополагающие вопросы бизнеса и
выстраивать стратегию.
Узкоспециализированные компании пришли на смену конгломератам
Возьмем к примеру такой вопрос: «Что выбрать – расширение или узкую специализацию?».
Заграница нам покажет Сегодня
представляется вполне логичным и оправданным, что идею
компании-конгломерата, которая постоянно расширяется, создает зонтичные
бренды и осваивает новые сектора рынка, сформулировал русский по
происхождению маркетолог Игорь Анософф. Странно и нелогично то, что на
протяжении 60-70хх годов она была невероятно популярна среди
топ-менеджеров европейских и американских компаний. Вероятно, слово
«синергия» (ключевое понятие теории Анософфа) стало прекрасным
оправданием для их желания руководить большими и очень большими
компаниями. Для мировой экономики это был своеобразный поздний мезозой:
динозавры продолжали расти, однако ледниковый период был уже не за
горами. Например, именно в 70ее менеджеры Volvo убедили себя и совет
директоров, в том, что существует удивительная синергия между пивом,
спортивным инвентарем, аспирином, хот-догами, автомобилями, грузовиками и
автобусами. Правда, по прошествии каких-то семи лет лишь единицы из них
сохранили свои должности в компании – финансовые показатели
новоявленного конгломерата явно говорили о том, что булки должен печь
пирожник, а сапоги тачать – сапожник. И не иначе.
В результате
сегодня слова «синергия», «диверсификация», «линейное расширение» и даже
«зонтичный бренд» не в моде у менеджеров зарубежных компаний.
Узкоспециализированные компании
– вот то, что пришло на смену конгломератам. Только они могут
достаточно эффективно существовать и размножаться в новой экономический
среде сверхконкуренции и перепроизводства. В качестве характерного
примера можно привести компанию Barbie Mattel. Сегодня она принципиально
отказывается от любых возможностей диверсификации и производит только
своих знаменитых кукол и сопутствующие товары. Однако, при этом она
старается еще больше «заточить» острие своей специализации и постоянно
осваивает новые клиентоориентированные технологии: куклы и аксессуары по
индивидуальным заказам, колоссальная база данных потребителей
(маленьких девочек) с учетом их всевозможных пожеланий и предложений и
т.д.
В стремлении к максимально узкой специализации многие
компании отказываются от уже существующих подразделений и
производственных мощностей. Например, стандартный автомобиль Toyota лишь
на 25% собирается из деталей и комплектующих, производимых на заводах,
принадлежащих компании. И ее финансовые показатели оправдывают такое
решение. В то время как автомобили GM производятся GM почти на 50% и год
от года ее ситуация на Уолл-Стрит ощутимо ухудшается.
Иными
словами зарубежные компании уже в полной мере сформировали свои
преференции по поводу расширения и специализации бизнеса. Для них
главное – это выявление ключевой компетенции фирмы. Но в какой степени
это касается России?
А у нас в России Можно спросить
любого российского менеджера о конкуренции и в 80 случаях из 100 вы
получите достаточно уклончивый ответ, вроде: «Конкуренция – это
прекрасный стимул к развитию компании. Мы стараемся дружить со своими
конкурентами», - или что-нибудь в этом роде. Лишь в отдельных секторах
рынка, таких как торговые сети или строительство «наша конкуренция»
создает некоторое представление о конкуренции в Америке или Европе.
Именно поэтому с грохотом провалившаяся синергически-диверсификационная
модель ведения бизнеса нередко оказывается у нас достаточно эффективной.
Холдинги, которые совмещают самую разноплановую деятельность – не
редкость для российского бизнеса. Взять хотя бы многочисленные дочерние
фирмы так называемых «сырьевых» компаний, которые занимаются всем – от
оказания юридических или кейтеринговых услуг до торговли медикаментами.
Наилучшим
образом эта ситуация описана преподавателем Стокгольмской школы
экономики Й. Риддерстрале, который сказал: «Многие конгломераты в
странах третьего мира все еще прибыльны, благодаря защищенности своих
рынков, ведь в царстве слепых и одноглазый может быть генеральным
директором».
Насколько долго продлится такая ситуация, во-многом
зависит от политической и экономической ситуации в стране, однако уже
сегодня не один серьезный предприниматель не станет делать ставку на
линейное расширение и создание множества зонтичных брендов. Все более
очевидным становится то, что время динозавров прошло. Возьмите любую
успешную, самостоятельную (не состоящую в родстве ни с каким холдингом),
сравнительно молодую российскую компанию, работающую в любой области:
производство, реклама, розничные продажи, услуги и это будет
узкоспециализированная фирма, которая построенные в полном согласии с
основными законами брендинга. Такие компании обладают выраженными
конкурентными преимуществами, а их руководство имеет четкое
представление о своей потребительской аудитории. Более того, их ключевые
компетенции таковы, что не могут быть моментально описаны в кейсах и
чисто автоматически использованы конкурентами.
Очевидно, что
именно за узкоспециализированным бизнесом будущее. И весьма скромные
успехи многих старейших компаний-конгломератов, не подпитываемых извне,
со всей очевидностью демонстрируют то, что всемирная экономика, как
гравитация или энтропия, действует повсеместно, независимо от
географического положения и политического строя.
Итак, ответ на
один вопрос: «Что выбрать – расширение или узкую специализацию»
порождает целый ряд новых вопросов, на которые должен ответить
руководитель компании, действительно заинтересованный в успехе.
-Что вы действительно хорошо делаете? -Что вы делаете лучше, чем все остальные? -Какие дополнительные преимущества ваша деятельность дает клиентам? -Кто эти клиенты? -Сколько ваших сотрудников являются носителями этой компетенции? -Насколько трудно конкурентам скопировать эту компетенцию?
Это простые вопросы, но ответы на них могут полностью изменить ваш подход к ведению бизнеса.