>

Российские банки в последнее время проявляют недюжинный интерес к
кредитованию малых и средних предприятий. Даже те финансово-кредитные
структуры, которые еще год-два назад воздерживались от участия в этом
бизнесе, считая его слишком рискованным, теперь развивают у себя
соответствующие кредитные программы.
Банкиры сами определяют, какая страховка является для них оптимальнойЧто
и неудивительно, если принять во внимание результаты прошлого года,
когда объемы кредитования малого и среднего бизнеса выросли более, чем
на 50%. При этом, как отмечают аналитики, нет никаких оснований говорить
о том, что в ближайшие несколько лет рынок "остынет": ведь, по оценкам
экспертов, в
кредитовании нуждается на сегодняшний день свыше 75% малых и средних предприятий. Поэтому вполне убедительными представляются
прогнозы аналитиков "Эксперт РА":
в соответствии с ними, период бурного роста рынка сектора кредитования
малого и среднего бизнеса может продлиться в течение ближайших 5-7 лет. В
течение этого времени объемы предоставления займам предприятиям с
оборотом не более 1 млн. долларов и численностью персонала не более
100-200 человек будут увеличиваться в среднем на 70-80% в год. Такую
доходность демонстрируют пока лишь некоторые направления банковской
деятельности, в том числе, потребительское кредитование, которое
считается достаточно рискованным бизнесом.
Однако, как известно,
бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и высокая доходность обычно
сопряжена с высокими уровнями кредитных и финансовых рисков. Страхование
малого и среднего бизнеса в этом смысле не является исключением.
Банкиры признают, что риск невозвратов кредитов "имеет место быть":
ведь в качестве заемщиков выступают предприятия с недиверсифицированным
бизнесом, небольшими финансовыми ресурсами и, чаще всего, отсутствием
"заначки", которая позволяла бы им покрывать кассовые разрывы. В такой
ситуации любой "сбой в программе", будь то ухудшение рыночной
конъюнктуры, появление на рынке более сильного конкурента, или
возникновение чрезвычайной ситуации (пожара, наводнения и т.д.), чревато
возникновением просрочки по займу. А там недалеко и до невозврата, со
всеми вытекающими отсюда последствиями для банков.
Чтобы избежать развития ситуации по худшему для них сценарию, банки
требуют от заемщиков обязательного оформления страхового полиса
- либо на предоставленный в рамках получения кредита залог, либо на
жизнь и здоровье заемщика - частного предпринимателя. При этом, как
поясняют представители страховых компаний, банкиры сами определяют,
какая страховка является для них оптимальной. Во многих банковских
кредитных программах предусмотрен так называемый дифференцированный
подход: если сумма кредита сравнительно невелика (например, составляет
меньше 500 тыс. рублей)? то речь идет о страховании жизни и здоровья,
если больше 500 тыс. рублей - то о страховании залога (товаров в
обороте, принадлежащего предприятию автотранспорта, продукции на складе и
др.)
Такая схема сотрудничества, казалось бы, должна устраивать
всех. Заемщики, оформив страховку, получают доступ к финансовым ресурсам
банка, читай, к необходимому для развития бизнеса кредиту. Банки, со
своей стороны, не только выдают деньги под неплохие проценты, но и
диверсифицируют свой кредитный портфель - что, с точки зрения
организации риск-менеджмента, не последнее дело. Наконец, страховые
компании, работая с банками и заемщиками в рамках кредитования малого
бизнеса, получают возможность расширить свою клиентскую базу. Не говоря
уж о том, что они, конечно, получают и страховые премии.
Однако, как признаются и банкиры, и страховые компании, и заемщики, пока этот процесс выглядит гладко только на бумаге.
Руководители малых и средних предприятий жалуются на трудности, которые периодически возникают при страховании залога. По их словам,
банки-кредиторы фактически "навязывают" им узкий круг страховых компаний,
с которыми банки поддерживают партнерские отношения. И хорошо еще, если
"узкий круг", а то и одну компанию, которая фактически становится
монополистом и ведет себя соответствующим образом, устанавливая высокие
тарифы на свои услуги. Жаловаться и протестовать в таких случаях
бесполезно: не нравится страховщик и его предложения по страховке - иди в
другой банк. Правда, гарантии, что ты там не "нарвешься" на того же
монополиста, нет: ведь банки пока работают с небольшим списком, куда
входят крупнейшие компании страховой отрасли, имена которых у всех на
слуху.
Банкиры, со своей стороны, указывают, что такой
заколдованный круг складывается не в силу злого умысла, а потому, что
страховать риски, связанные с кредитованием малого и среднего бизнеса,
пока берутся только страховые компании, располагающие мощными
финансовыми ресурсами. И при этом - подчеркнем особо - только
национальные страховщики.
"Дочки" иностранных страховых компаний
считают этот бизнес в России слишком рискованным для себя, хотя бы
потому, что по различным оценкам, только 30% из действующих в России
компаний малого и среднего бизнеса платят зарплату в "белую" и имеют
более ли менее нормально составленную финансовую отчетность. Об
отчетности, заверенной независимыми аудиторами (да еще и аудиторами с
мировыми именами) тем более говорить не приходится. Так что в этой
ситуации иностранные страховые компании предпочитают пока играть роль
наблюдателя. А крупные российские страховщики чувствуют себя на этом
рынке хозяевами жизни.