Зарабатывать 00 за день? Это хорошо, но не предел, полагает врач Наталья
Курбакова. Не спешите завидовать отечественным медикам. Наталья живет по такому
графику: день работает в коммерческой поликлинике, день торгует акциями на
бирже. Год назад кто-то из пациентов подбил ее пойти на рынок ценных бумаг.
Сегодня Курбакова смело шортит и надеется сколотить на акциях капитал, который
позволит ей начать собственный бизнес.
“Больше всего мне нравятся префы Сбербанка”, — делится секретами
врач-трейдер. В этом году удача не на ее стороне: по сравнению с январем
Курбакова ушла в минус. “Проигрыш меня не расстраивает. Для меня это игра”, —
говорит она. Типичная для инвестора-женщины психология!
Самые дальновидные брокерские и инвестиционные компании уже сейчас готовятся
к наплыву женщин на фондовый рынок. Для таких клиентов, как Наталья, в компании
NetTrader придумали гламурный розовый интерфейс. Если сегодня найдешь подход к
женщине, завтра она отдаст тебе самое дорогое, что у нее есть. Деньги.
ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ
В том, что завтра наступит, не сомневаются ни брокеры, ни управляющие паевыми
инвестиционными фондами. Деловая активность женщин растет во всем мире. Растет и
в России, где на новый виток эмансипации наложилось бурное развитие финансовых
рынков. Женщины становятся активными потребителями услуг, рассчитанных на
искушенного пользователя. Например, все смелее выходят на рынок коллективных
инвестиций.
“В начале 2000-х гг. основную массу пайщиков наших фондов составляли
бизнесмены и белые воротнички”, — говорит руководитель бизнеса коллективных
инвестиций ФК “Уралсиб” Александра Водовозова. Среднестатистический инвестор
выглядел так: 40-летний житель Москвы или Санкт-Петербурга с высоким доходом,
высшим образованием, полученным на Западе. Женщин среди пайщиков было менее 10%.
Ситуация стала меняться пару лет назад. За 2006 г. количество пайщиц фондов
“Уралсиба” выросло до 30%. До аналогичного уровня увеличилась женская доля и в
других крупных управляющих компаниях. Особым успехом у прекрасного пола
пользуется УК БКС — пайщиц в ее фондах аж 43%! Вице-президент БКС Андрей Иванов
объясняет это тем, что паи активно покупают инвесторы, работающие в финансовом
секторе и торговле, а в этих отраслях всегда трудилось много женщин.
Для управляющих компаний приход инвесторов в юбках — бальзам на душу. Логику
объясняет директор отдела дистрибуции УК “Пиоглобал Эссет Менеджмент” Кирилл
Волынкин: если женщина за что-то берется, значит, это выверенное, согласованное
на семейном совете решение, и это делается так же привычно, “как в магазин
сходить”. Клиенты-мужчины более капризны: сильный пол настроен “поиграться”,
попробовать что-то новенькое. “Все новое — компьютерные игрушки, бытовую
технику, финансовые услуги — тестируют мужчины. А женщины потом ими пользуются,
— рассуждает Волынкин. — То же самое с ПИФами: когда начнется перекос в пользу
женщин, это будет значить, что у продукта появился нормальный постоянный
потребитель”. Причем потребитель, который умеет выжать из продукта гораздо
больше, чем первооткрыватели-мужчины. В конце 1990-х Брэд Барбер и Террен Один*
из Калифорнийского университета в Дэвисе исследовали поведение инвесторов
разного пола. Ученые использовали базу данных по 35 000 счетов, открытых в
крупной брокерской фирме. Выяснилось, что женщины систематически переигрывают
мужчин. Все дело в том, что мужчины тасовали свои портфели слишком активно,
покупая-продавая акции в полтора раза чаще, чем женщины. Для рядового инвестора
слишком рьяная торговля — куда худшая стратегия, чем просто купить и держать. По
оценке Барбера и Одина, из-за чрезмерной самоуверенности чистый доход
инвесторов-мужчин оказывался почти на 1 процентный пункт (п. п.) в год ниже, чем
у женщин. Еще отчетливее этот эффект проявлялся, если в выборке оставались
только холостяки и незамужние: одинокие мужчины торговали на 67% активнее, чем
одинокие женщины, что увеличивало разрыв в чистом годовом доходе почти до 1,5 п.
п.
ВСЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН
Пока УК и инвесткомпании только нащупывают подход к женской аудитории,
страховщики и банкиры уже вовсю эксплуатируют женский фактор в своем
бизнесе.
В феврале Альфа-банк вместе с журналом Cosmopolitan запустил специальный
женский продукт — кобрендинговую дебетовую карту. Ее обладательницы получают
право на скидки до 15% в магазинах косметики и женской одежды, кафе, салонах
красоты, турагентствах, фитнес-клубах и других излюбленных местах женских
развлечений. “Женщины — очень привлекательный для банка клиент: они любят и
умеют тратить деньги”, — объясняет Сергей Малышев, начальник управления по
развитию стратегического партнерства Альфа-банка. Расчет оправдался: план по
выпуску “женских” карт перевыполнен более чем в 6 раз.
Альфа-банк вовремя уловил тенденцию. По сведениям “ИМА-консалтинг”, еще в
конце 2005 г. больше половины кредиток было выпущено для мужчин. Но уже в 2006
г. женщины перехватили инициативу, причем среди активных пользователей (уже
имеющих карту и планирующих открыть еще) их доля достигла 75%. Да и на рынке
депозитов женщины выступают весьма уверенно: по данным “ИМА-консалтинг”, ими
открыто 56,3% всех банковских депозитов.
Не дремлют и страховщики. В прошлом году РОСНО запустила программу автокаско
“РОСНО-Леди”. Если для мужчин-автомобилистов женщина за рулем — источник
нескончаемых насмешек, то для страховщиков — нормальная целевая аудитория. По
данным РОСНО, к концу прошлого года доля женщин среди столичных водителей
достигла 27%. Вопреки расхожему мнению женский стиль вождения страховщиков
устраивает больше, чем мужской: компания проанализировала мировой опыт и пришла
к выводу, что женщины чаще попадают в аварии, но в более мелкие, с меньшей
суммой ущерба.
“Стойки в автосалонах, буклеты — все было гламурненькое, бордовое, —
рассказывает Юлия Гадлиба, разрабатывавшая новый продукт в РОСНО. — Я сама
видела, как мужчины в салонах набирали эти буклеты для жен”. Гламурное
оформление, конечно, не главное — “РОСНО-Леди” включает очень полезную для дам
услугу “помощь на дорогах”. Не женское это дело — копаться в заглохшем
двигателе, решил страховщик.
Сейчас Гадлиба отвечает за маркетинг и развитие бизнеса в “АльянсРОСНО
Управление активами”. Но ПИФы “с женским лицом” если и появятся, то не скоро .
Инвестиционные услуги — продукт гораздо более сложный, чем кредиты или
страховка.
ЛЕГКОСТЬ НЕОБЫЧАЙНАЯ
Наталья Кирсанова узнала о ПИФах из прессы. Оценив разницу в доходности,
сняла деньги с депозита в Сбербанке и отнесла в ПИФ. “Хотелось бы заработать не
менее 40% годовых”, — говорит она. На вопросы, куда же она вложилась и от каких
бумаг ожидает такого роста, Наталья отвечает после некоторой паузы: “В акции или
в облигации — я не помню. Там было пять фишек и еще какая-то штучка”. 33-летняя
Наталья работает директором магазина и заочно получает психологическое
образование. Активно участвует в экономической жизни страны, что не мешает ей
рассуждать о фондовом рынке в терминах “фишек” и “штучек”.
Уровень инвестиционной культуры у населения в целом очень низок, в один голос
сетуют управляющие. Женские познания в финансах совсем скромные. “Исходя их
наших исследований у мужчин слово "инвестирование" более четко ассоциируется с
деньгами, финансовой прибылью. У женщин понимание этого слова очень размыто —
например, инвестирование в свое будущее часто понимается и как инвестирование в
себя лично: красота, косметология, спортклубы, поездки, шопинг и т. д.”, —
говорит директор по маркетингу “ОФГ-Инвест” Анастасия Мельникова. Разрыв в
уровне финансовой грамотности между полами характерен не только для России.
Свободного времени на самообразование у женщин мало и в других развивающихся и
развитых странах.
Недостаток знаний женщины компенсируют более осторожным отношением к своим
сбережениям. Это помогает. Наталья, например, при всей своей вере в 40% годовых
в ПИФе с депозита в “Сбере” сняла только часть денег. “Особая черта леди-пайщика
— пристальное внимание к деталям инвестирования, аналитический подход,
кропотливость при первоначальном поиске информации о рынке и его участниках,
сдержанность”, — делится наблюдениями руководитель проектов банковского
маркетинга и коммуникаций “ИМА-консалтинг” Дмитрий Афонин. “У женщины ярко
выраженные критерии выбора УК: доходность, время существования компании,
известность бренда. Мужчины обращают больше внимания на личности управляющего и
руководителей компании”, — говорит Жанна Андреева, руководитель отдела продаж ИК
БКС.
Серьезное препятствие для роста женских инвестиций — более низкий, чем у
мужчин, уровень доходов. “Чтобы позволить себе инвестиции, женщинам нужно
приложить гораздо больше усилий для повышения своего социального уровня, чем
мужчинам”, — говорит Мельникова. Два года назад Росстат провел исследование
структуры оплаты труда по основным профессиональным группам на крупных и средних
предприятиях. Выяснилось, что женщины зарабатывают в среднем на 36% меньше, чем
мужчины на аналогичных постах и с аналогичной квалификацией. “Среди
топ-менеджеров эта разница еще выше и в среднем достигает 40%”, — говорит Сергей
Новиков, коммерческий директор кадрового агентства “Виват Персонал”. Хотите
узнать, как это отражается на инвестициях, — посмотрите гендерную статистику
ориентированной на middle-class “Тройки Диалог”.
“Среди клиентов наших ПИФов 69% составляют мужчины, но при этом доля их
средств в активах фондов достигает почти 80%. Средний счет у мужчин — 644 000
руб., у женщин — 368 000 руб.”, — говорит вице-президент “Тройки Диалог” Андрей
Звездочкин. Причем если среди клиентов со счетами до 200 000 руб. женщин больше
трети — 34%, то в группе инвесторов, имеющих на счету от 800 000 руб., — меньше
20%.
С точки зрения управляющих инвестициями, у женщин есть одно неоспоримое
преимущество: они меньше зарабатывают, зато дольше живут. В “КИТ Финансе” и
“Пиоглобал ЭМ” есть даже соответствующая статистика. Если в возрастных
категориях до 30-35 лет большинство пайщиков — мужчины, то на промежутке от 40
до 70 лет больше половины — женщины. По наблюдениям директора по маркетингу УК
“КИТ Финанс” Татьяны Бараусовой, женщины получают численный перевес в категории
пайщиков старше 35 лет. “Это сложно объяснить заботами о будущей пенсии, —
говорит Бараусова. — Скорее они стремятся накопить средства на образование
детей”.
В апреле весь мир облетела новость о фрау Ингебор Моц из Германии, которая в
75 лет увлеклась игрой на бирже и за 10 лет заработала почти ?1 млн. Наши
пенсионерки ничем не хуже — был бы первоначальный капитал. 70-летнюю Ирину
Владимировну Чайкову перестали устраивать проценты по депозиту в Сбербанке. “Там
все сбережения уходят в минус”, — сердится она. Прочитав в газете о ПИФах,
пенсионерка решила снять все свои сбережения — 150 000 руб., разделила их на три
равные части и отнесла в паевые фонды. Слова “диверсификация” она не знает, но
здравый смысл подсказал — “на всякий случай, чтобы сравнить успехи и уменьшить
риски, надо отнести [деньги] в разные компании”. Но вторая из выбранных УК ей не
понравилась — консультант ничего не мог объяснить. Тогда Ирина Владимировна
разделила все по трем ПИФам понравившейся компании. “Я бывший инженер и
совершенно не ориентируюсь в финансах, — скромно оценивает свои способности
Ирина Владимировна. — Я посмотрела графики роста рынка и обнаружила
закономерности: рост бывает в марте и в конце года. А летом деловая активность
падает”. А чего вы ждали от советского инженера старой закалки?
НЕСЛАБЫЙ ПОЛ
11 сентября 2001 г. рухнули не только башни-близнецы, но и биржи всего мира.
Заместитель гендиректора ИК “Антанта Капитал” Ирина Хаазе, которая тогда
работала трейдером на Франкфуртской бирже, в тот день убедилась, что женская
психика справляется с экстремальными ситуациями лучше мужской. “Рынки рушились,
народ кричал: "Продаем все, выходим из позиций", — вспоминает Хаазе. — Некоторые
мужчины-трейдеры просто смотрели на монитор и не знали, что делать. А у женщин
никаких страшных потерь не наблюдалось — они реагировали сразу”.
Женщин-брокеров на Франкфуртской бирже — треть. Для сравнения: среди
трейдеров, зарегистрированных на самой активной российской торговой площадке —
ММВБ, женщин всего 12%. Да и откуда взяться женщинам-специалистам, если, по
наблюдениям брокерских компаний, даже среди любителей биржевой торговли женщин
наберется не более 10-15%. Но еще года три назад их можно было по пальцам
пересчитать. “До 2003 г. приходили в основном пожилые дамы, которым бумаги
достались после приватизации или мужья на них переписали свои акции, —
рассказывает Владимир Кубраченко, начальник брокерcкого отдела NetTrader. — Дамы
продавали свои бумаги и уходили”.
Сейчас состав клиенток стал куда более пестрым. “Самая немногочисленная
группа пытается себя самореализовать с помощью денег, которые дал муж, —
рассказывает Хаазе. — Основная часть клиенток — с экономическим, финансовым и
математическим образованием, и инвестируют они собственные деньги. Есть
бизнесвумен, которые сделали карьеру и хотят попробовать что-то новое”. Дамы все
небедные: чтобы нажиться на разницах котировок, надо накупить бумаг не меньше
чем на 200 000 — 300 000 руб.
Как и в Америке, женщины в России предпочитают не суетиться на рынке.
Активными операциями в течение торговой сессии — day-trading — увлекается
сильный пол. “Мало кто из женщин находит время, чтобы неотрывно сидеть и
отслеживать позиции. В основном женщины покупают и "высиживают"”, — отмечает
Хаазе. Заниматься day-trading мешает женская эмоциональность.
“Женщины не всегда спокойно переносят, если они видят минус на счету.
Начинают нервничать, вести себя непредсказуемо: "Закройте, я не хочу больше в
этой позиции сидеть", — рассказывает Хаазе. — Большинство женщин просят у своего
брокера совета, поддержки. Мужчины принимают решение самостоятельно”.
“Если бумага падает, женщины моментально продают, фиксируют убытки. А мужчины
не готовы так легко выходить из позиций, потому что считают, что фиксация
убытков подчеркнет их неудачу”, — подтверждает Кубраченко. Он сам старается с
женщинами не работать: “Женщина, если бумага идет не в ее сторону, может за 10
минут 5 раз мне позвонить и спросить, что происходит. Мужчина так не поступит
никогда”.
Возможно, впрочем, что случай NetTrader непоказателен, ведь, как известно,
обычные женщины-инвесторы активной торговлей стараются не злоупотреблять. У
Жанны Андреевой из ИК БКС другие наблюдения: “На падающем рынке больше звонят
мужчины. У женщин нет времени постоянно следить за рынком: они заняты домом,
детьми и могут даже не знать, что рынок упал”.
Выходит, для женщин-инвесторов дефицит свободного времени и неуверенность в
своих знаниях — это даже благо. Мешает зря тратить деньги, постоянно тасуя свой
инвестиционный портфель.
Автор статьи: Наталия Биянова