>

Жизнь по западному образцу в российских реалиях превращается в
традиционную "медаль о двух сторонах". "Там" — в Европе и Штатах —
население давно уже привыкло жить в долг: учеба — в кредит, жилье — в
кредит, машина — в кредит… И никто — ни банки, ни закредитованные вроде
бы с ног до головы граждане — не жалуется.
Россия привыкала к
жизни в кредит долго и мучительно, старательно предпочитая одалживаться
на средние и крупные покупки у друзей и знакомых, лишь бы избежать
похода в банк. Однако же "европейский стандарт" взял свое: за кредитами
на потребительские нужды пришла ипотека, автокредитование,
"туристические займы"… И кредитные невозвраты — предприимчивые россияне
быстро поняли, на чем можно "поиметь свои пять копеек выгоды" в общении
с банками. Впрочем, если кто-то придумал "хитрый винт", кто-нибудь
обязательно придумает и "болт с левой резьбой"…
"Ведомости"
озвучили интересную статистику, подготовленную совместными усилиями
Минфина и Центробанка. "Денежные" чиновники подсчитали: в общей
сложности российские банки успели раздать населению кредиты на 1 трлн.
400 млрд. рублей, только с начала 2006 года и на тот момент объем
выданных кредитов вырос на 18%.
Естественно, это не предел: и
сами банки, и независимые эксперты без колебаний прогнозируют
дальнейший рост и развитие кредитного портфеля, а вместе с ним — рост
просроченной задолженности населения перед банками. Все те же чиновники
вычислили "черную цифру": на долю просроченной задолженности населения
перед банками летом приходилось 2,6% от общей суммы выданных кредитов,
то есть 36 млрд. 400 млн. рублей. Минфин рассчитал — долги населения по
потребительским кредитам растут на 9% в месяц, а объемы
потребительского кредитования при этом увеличиваются лишь на 5%...
Вернуть сторицейВпрочем,
банкиры, которым, конечно же, должники — хоть злостные, хоть невольные
— добавляют ложку дегтя в общую бочку меда, в панику впадать не спешат.
Общее мнение таково: пока ничего страшного не происходит, а для борьбы
со злостными неплательщиками по кредитам существует немало способов,
один из которых внедряется в жизнь буквально сейчас, что называется, на
глазах у изумленного заемщика.
"Бюро кредитных историй — это
очень здравая идея. И если пусть не все, но хотя бы две трети
работающих в России банков воспримут ее положительно и начнут
взаимодействовать с помощью Бюро, риски нарваться при оформлении
кредита на злостного неплательщика сократятся в разы", — уверен
начальник отдела кредитования физических лиц Соликамского отделения
Западно-Уральского банка Сбербанка России Роман Санников.
С
коллегой из "госструктуры" солидарны и "частные" банкиры: "Когда
стопроцентно заработает организация, располагающая обширной базой
данных по потенциальным заемщикам — процент злостных неплательщиков по
кредитам снизится естественным образом.
Банк, знающий о том,
что человек уже брал у кого-то из коллег кредит и не вернул его или
погасил, допустим, только через суд, просто откажет такому заемщику,
— объясняет пресс-секретарь ОАО КБ "Камабанк" Лев Островский. — К
сожалению, пока эти структуры — Бюро кредитных историй — находится, так
сказать, в стадии зарождения, фактически, договоры с ними банки начали
заключать только в начале этого года, да и база данных сформирована
далеко не полностью. Тем не менее, реальное взаимодействие по схеме
"кредитор — Бюро кредитных историй — заемщик" уже не за горами".
Схема работы с БКИ*Клиент-заемщик обращается в банк за кредитом;
*Банк запрашивает разрешение у заемщика на получение его кредитной истории из БКИ;
*Заемщик дает банку письменное разрешение;
*Банк делает запрос в БКИ, одновременно информируя о разрешении клиента-заемщика
*ОБКИ предоставляет отчет банку;
*Банк
на основании полученного единого кредитного отчета принимает решение и
либо предоставляет, либо отказывает клиенту в выдаче кредита.
Роскошь в кредитВпрочем,
какие бы проблемы ни возникали на пути движения кредитного рынка к его
цивилизованным формам, остановить процесс уже невозможно, да и смысла в
этом нет: розничные банковские услуги — бизнес перспективный.
Минэкономразвития, например, которое уже зафиксировало бум
потребительского кредитования, прогнозирует, что явление это сохранится
в России еще как минимум ближайшие три года.
В частности, в 2007 году чиновники прогнозируют рост розничной торговли на уровне — 10,5%, а в 2008 году — на 9,5%.
"
Объемы потребительских кредитов растут пропорционально развитию всей системы кредитования, — говорит начальник отдела кредитования физических лиц банка "Урал ФД" Марина Аликина. —
Это
геометрическая прогрессия. Если раньше народ боялся брать у банков
крупные суммы, то сейчас этот страх прошел: кредиты оформляют не только
на покупку бытовой техники, какие-то первостепенные нужды, но и на
предметы роскоши — на турпутевки, например".
В принципе, тот
вид кредитования, который сейчас выходит на второе место по
популярности после ипотеки, — автокредитование — отчасти тоже можно
отнести к "предметам роскоши": до сих пор далеко не все россияне
способны осознать, что автомобиль — не роскошь, а средство
передвижения. Те же, кто осознал этот момент в достаточной степени,
зачастую превращаются в самых опасных для банков заемщиков:
"
Автокредитование — самый рисковый вид потребительского кредита, — считает г-жа Аликина. —
Здесь
очень велик риск получения ущерба — зачастую купить машину в кредит
пытаются совсем молодые люди, за которых платят папы-мамы, они
относятся к своему приобретению, мягко говоря, без должного уважения".
Того же мнения придерживается и Лев Островский:
"
Сейчас
работает большое количество программ автокредитования. В принципе, у
каждого банка — свой подход к этой разновидности кредита. Мы, например,
по началу кредитовали на приобретение автомобиля с восемнадцати лет, но
потом изучили статистику и повысили возрастной ценз до 23 лет — потому
что как раз в этом промежутке молодые люди проявляют себя как наиболее
безответственные заемщики, они и дают в массе своей процент
"автоневозврата".
Чаще всего люди берут кредиты на покупку
бытовой техники, телефонов, аудио- и видеотехники (43% случаев), еще
13-14% приходится на нецелевые кредиты. Остальное примерно поровну
делят автокредитование и ипотека.
Риск оправдывает средстваВсе
эксперты сходятся во мнении: самый рисковый вид кредита — так
называемый скоринг-кредит, который оформляется настолько быстро, что
учесть все возможные риски просто невозможно.
"
Всесторонне
проверить сведения, предоставленные о себе клиентом, за двадцать минут
практически невозможно, поэтому скоринг-кредиты и считаются самыми
рисковыми. Появились "профессиональные" заемщики, мастерски отвечающие
на вопросы скоринговой анкеты. Эти технологии кредитования на нашей,
российской почве плодят основную массу невозвратов, — объясняет Лев Островский. —
Именно
поэтому подавляющее большинство таких кредитов — они, как правило,
оформляются не в банках, а "на местах" — в магазинах бытовой техники,
например, — очень дорогие, эффективные ставки в них доходят иногда до
сорока процентов".
"
Действительно, самый высокий процент неплательщиков формируется именно в этом кредитном направлении, — уверена Марина Аликина. —
Тридцать-сорок
процентов невозвратов дают так называемые быстрые кредиты. Наш банк не
кредитует покупки бытовой техники через магазины — потери зачастую
несопоставимы с возможной выгодой. Кредитный портфель "Урал ФД"
формируется из трех частей: примерно шестьдесят процентов — это ипотека
под залог недвижимости, еще двадцать процентов — автокредитование, а
оставшееся — другие виды потребительских кредитов".
По
оценке банковского аналитика агентства "Рус-Рейтинг" Виктории
Белозеровой, эффективная ставка (с учетом всех комиссий и сборов) на
рынке экспресс-кредитования колеблется в диапазоне 35-60%, в то время
как по автокредитованию — 20-25% годовых, ипотеке — 15-20% годовых.
Гарантия надежностиСамым
надежным и практически безрисковым видом кредитования банки считают
ипотеку — неудивительно, что именно она практически у всех банков
занимает наибольший процент кредитного портфеля.
"
К выплатам по ипотечным кредитам народ традиционно относится с пиететом, — говорит Роман Санников. —
И это понятно: большинство банков дают такие кредиты под залог
приобретаемого жилья, и никто не хочет остаться без собственной
квартиры — поэтому стараются расплачиваться своевременно. Могу привести
показательный пример: по общим данным Западно-Уральского банка, из
нескольких тысяч задолжников по кредитам только один — на ипотеке".
Хотя,
конечно, и здесь никто не застрахован: ведь есть немало не зависящих от
человека причин, по которым в какой-то момент случается задержка с
выплатой. Например, увольнение или временная потеря трудоспособности —
от этого никто не защищен.
"
Буквально за год объемы
ипотечного кредитования увеличились очень сильно, в среднем, раза в три
— ни один вид потребительского кредита такими темпами не рос, — оценивает ситуацию Марина Аликина. —
Если
в прошлом году народ шел за ипотекой с определенной опаской, а работали
с этой кредитной программой три-четыре банка в регионе, то сейчас
ситуация поменялась кардинально: ипотеку предлагают практически все
банки, естественно, и рост интереса к этому виду кредитования особенно
заметен".
Лев Островский приводит свою статистику: за
одиннадцать месяцев 2006 года "Камабанк" выдал ипотеки на 1 млрд.
рублей — это почти в пять раз больше, чем за весь 2005 год: "Мы
начинали ипотеку в 2003 году – одни. В 2004 году в Перми с ипотекой
работали четыре банка, в 2005-м — четырнадцать. В 2006 году их стало
уже 25, — приводит статистику пресс-секретарь ОАО КБ "Камабанк".
Невозвращенные долгиРастущая
популярность жизни в кредит увеличивает и число тех, кто в какой-то
момент опаздывает или вовсе перестает "платить по счетам". Как говорят
банкиры, просрочка по потребительским кредитам — явление непреходящее,
она есть всегда, и это экономическая закономерность. Другое дело —
какие у этой просрочки объемы: "Глобального роста кредитных невозвратов
в "Урал ФД" нет, просрочка составляет десятые доли процента. Это
закономерно — растет объем выданных кредитов, растет и объем
невозвратов", — объясняет Марина Аликина.
Солидарен с коллегой и
начальник отдела кредитования физических лиц Соликамского отделения
Западно-Уральского банка Сбербанка России: "
Мы не скрываем, что
просроченная задолженность в сравнении с прошлым годом выросла — в этом
нет ничего страшного, поскольку процент "невозвращенцев" все равно
невелик — по оценке за полугодие, это где-то семь десятых процента, не
больше. Все-таки подавляющее большинство тех, кто берет кредит в банке,
заинтересовано в сохранении адекватных отношений с кредитодателем".
В
любом случае, просрочка — неприятное явление. В первую очередь, потому,
что это — своеобразный "мертвый груз", деньги, выпадающие из оборота, и
банк делают все, чтобы процент невозвратов был максимально низким.
И все же…"
Чем
больше банки развивают кредитование физических лиц, чем удобнее и
доступнее становятся кредитные продукты, и чем больше расширяется круг
лиц, обращающихся за банковскими займами, тем больше разнообразятся и
риски, — считает Лев Островский. —
Заемщики приобретают опыт
работы с банками, естественно, появляется и все большее число
мошенников, появляются так называемые "посредники", предлагающие
"помочь с получением кредита", подставные фирмы, готовые "нарисовать"
любую справку за энную сумму, — для нас это уже не новость. Это
своеобразные "болезни роста".
И все же банковский рынок
становится все более цивилизованным. Пожалуй, по восприятию у населения
банки сейчас перешли в категорию учителей и врачей — их ругают, но все
равно не могут без них обойтись. Новым отношениям учатся законодатели —
они наконец-то повернулись лицом к банкам. Новым отношениям учится и
общество. Так что движение идет в нужном направлении…