>

Мы рассмотрим только сделки с городским жильем, покупаемым на вторичном
рынке, поскольку такие сделки наиболее распространены. В дальнейших
статьях будут рассмотрены этапы ипотечных сделок на первичном рынке, а
также этапы сделок с коттеджами и земельным участками.
Ипотечная
сделка – покупка недвижимости с привлечением заемных средств, при
которой объект недвижимости оформляется в собственность покупателя, но
является залогом до момента полного возвращения кредита банку.
1. Изучение рынка и подбор подходящей программыТут
возможны различные способы: можно собирать информацию самостоятельно,
благо, практически все банковские программы по ипотеке представлены в
Интернете, и информация о них регулярно появляется в прессе. Можно
обратиться в риелторское агентство, где есть ипотечный отдел, и
получить необходимую консультацию (как правило, она бесплатная, если вы
заключаете с агентством договор на оказание риелторских услуг). А можно
обратиться к ипотечному брокеру, тогда за определенную сумму (как
правило, 1% от полученного кредита) вам подберут ипотечную программу,
помогут оформить все документы и получить кредит.
Впрочем, в
таком случае риелтора рекомендует либо банк, либо ипотечный брокер.
Недостатки каждого способа очевидны: в случае самостоятельного изучения
рынка тратится много времени, а информация не всегда достоверна,
поскольку большую часть сведений банки предоставляют конфиденциально
аккредитованным агентствам и брокерам; риелторы, как правило, берут
повышенный коэффициент за совершение ипотечной сделки и могут
предложить не очень широкий выбор программ, а институт независимых
ипотечных брокеров у нас не очень хорошо развит, часто встречаются
просто компании при определенных банках, получающие процент за
проданные кредиты.
2. Подготовка документов для получения кредитаВесьма
ответственная и в то же время творческая процедура. Как показывает
опыт, самостоятельно подготовить правильно документы для определенного
банка довольно трудно – у всех банков есть свои правила. Агентства и
брокеры, имеющие опыт работы с различными банками и часто знающие все
нюансы и подводные течения, лучше знают, какую цифру написать, отвечая
на длинную анкету заемщика. Но можно попробовать сделать это и
самостоятельно, благо в Сети есть подробные инструкции на эту тему, в
том числе и с формальными критериями банков.
3. Подача документов в банк и прохождение андеррайтингаАндеррайтинг
– проверка платежеспособности клиента и определение максимально
возможного кредита для него. Все чаще агентства заполняют заявление на
выдачу кредита и кредитную анкету без присутствия своего клиента. Но в
любом случае прохождение кредитного комитета – ответственная процедура,
которая становится все формальнее.
Также приятная новость для
заемщика-2006: практически все банки перестали взимать плату за
рассмотрение кредитной заявки. Однако, скорее всего, потенциальному
заемщику придется идти в банк лично (хотя есть ряд банков, которые
могут принять решение о кредите заочно) и отвечать на различные
вопросы. Стоит наизусть выучить ответы своей анкеты и соблюсти
максимально строгий стиль в одежде. Оперативность банков в принятии
решения о кредите тоже различна – от рекламируемых 24 часов до вполне
реальных трех-четырех недель. При наличии полного пакета эти документы
попадают в архивы банка, даже если кредит не был выдан, и могут быть
использованы как элемент кредитной истории.
4. Подбор квартиры и сбор документовСбор
документов, необходимых для сделки, и оценка объекта сертифицированным
оценщиком происходят после того, как банк дал свое согласие на выдачу
кредита. На растущем рынке это самый сложный этап, который практически
невозможно совершить без профессионала. Дело в том, что банки выдвигают
ряд требований к покупаемой квартире: в частности, они не кредитуют
панельные пятиэтажки, дома под снос, а также требуют, чтобы квартира
была свободной. Большинство квартир, появляющихся в газетах объявлений,
которые подходят для ипотеки, оказываются проданными.
Дело в
том, что эти объявления еще раньше появляются в профессиональных базах,
и если квартира предлагается по приемлемой цене, то уже в тот же день
кто-то вносит за нее залог. После этого на помещение необходимо собрать
все документы и оценить его как предмет залога с помощью
уполномоченного банком оценщика. Если вы ищете квартиру через
риелторское агентство, то вам придется внести залог и далее максимально
быстро добираться до квартир, которые вам предлагает риелтор. Последний
сначала убеждается, что все условия (клиента и банка) выполнены. В
случае одобрения клиентом квартиры риелтор вносит аванс за квартиру
(часто из денег залога) и собирает на нее документы, которые
отправляются на согласование к юристам банка, агентства недвижимости и
страховой компании. Как правило, стоимость оценки в размере $150
оплачивает заемщик. Длительность процедуры одобрения и оценки (от
недели до месяца) на растущем рынке приводит к тому, что цена квартиры
успевает вырасти на $10-15 тыс., и сделка оказывается под угрозой.
5. Подготовка и проведение сделки купли-продажиНеобходимые
документы для сделки – кредитный договор и закладная, договор
купли-продажи, договор комплексного страхования (заемщика и
приобретаемого жилья) – готовятся при взаимодействии всех
заинтересованных сторон. К сожалению, клиенты банков практически ничего
не могут поправить в кредитном договоре, а там встречаются очень
кабальные для них условия, в том числе и по обслуживанию кредита,
которые удорожают его. Самый напряженный этап сделки, который часто
оказывается под угрозой, потому что продавец может выдвинуть какие-то
дополнительные условия или какие-то документы окажутся оформленными
неправильно. Ипотечные сделки удостоверяются нотариусом в обязательном
порядке. Важный момент – проведение расчетов между сторонами: как
правило, заемщик, подписав кредитный договор, получает средства на свой
счет, снимает деньги со счета и в присутствии продавца закладывает их в
банковскую ячейку. Продавец получает ключи от ячейки и подписывает
договор, что получить доступ к ней он может только с зарегистрированным
Регистрационной палатой ("Мосжилрегистрация" в столице) договором
купли-продажи. Намного реже проводятся сделки по безналичному расчету.
Также неизменным атрибутом ипотечной сделки является страхование: жизни
и здоровья заемщика, недвижимости от повреждения, титула (страхование
от потери права собственности).
6. Передача документов на регистрациюКак
правило, при ипотечных сделках используется ускоренная регистрация за 2
недели, которая в Москве стоит чуть больше 12 тыс. руб. Обычная
регистрация длится месяц и обходится дешевле. Покупатель квартиры
вынужден оплачивать этот расход, поскольку зачастую это является
требованием продавца.
7. Получение зарегистрированных документов и окончательный расчетКлючи
от квартиры, как правило, передаются после подписания акта
приема-передачи квартиры, который подписывается после того, как
покупатель забирает деньги из ячейки. Все, сделка закончена, можно
въезжать в квартиру.
Удачи Вам!FinancePro.RU