>

Телевидение, радио, Интернет, рекламные бигборды, витрины магазинов -
со всех сторон на покупателя обрушивается лавина заманчивых
предложений. «Товар в кредит! Почти даром не считая денег». Устоять
трудно. Особенно, когда товар можно приобрести, казалось бы, на
выгодных условиях. И кредит без %, и без первого взноса, и в подарок
«МЕГА нужную ВЕСЧЬ» дают. И смотрят на нас продавец и кредитный
менеджер как голодный удав на кролика - с нежностью и преданностью в
глазах. И тычут нам бумажки. «Мол, подпиши и мечты осуществляться».
То, что они осуществляться это точно. Но вот чьи еще не понятно.
Действия
потребителя понятны. Найти условия наиболее выгодные, при которых он
максимизирует «прибыль». Но, к сожалению, максимизирует он ее исходя из
информации, которой обладает в данный момент времени. И как показывает
практика, этой информации недостаточно для принятия правильного
решения. Такова уж постиндустриальная экономика – информация ставится
во главу угла.
Хотелось бы поговорить о действиях кредитных
учреждений в этих условиях. Чем они руководствуются. Сильно упрощая все
существующие стратегии можно свести к следующему:
1. Зарабатыванию денег
2. Расширению присутствия на рынке
3. Смешанная.
Естественно,
что никакая организация умышленно не будет работать себе в убыток.
Поэтому, казалось бы, невыгодные для себя условия она компенсирует
привлечением клиентов. Работая в ноль или в убыток сейчас, кредитная
организация надеется получить прибыль в будущем. Иногда данная
стратегия превращается в бездумный демпинг, который не приносит плоды
для кредитора.
Правекс-банкСтавя цель «зарабатывания» денег,
кредитные учреждения вынуждены идти на ухищрения, поскольку рынок не
позволяет им открыто заявлять о своем желании. Примером может служить
«Правекс-банк». Основным методом, используемым данной организацией,
является, так называемый «скрытый платеж». Вам обещают действительно
низкие %. Но вам абсолютно забудут упомянуть о том, что вы должны
заплатить за ПРАВО использования кредита или расчетно-кассовое
обслуживание. Желание быстро получить товар, буквально за считанные
минуты, под небольшие % усыпляет вашу бдительность. За что вы
поплатитесь переплатой около 28%. (Из примера кредит был оформлен на
2350 грн. Обслуживание составило около 660 грн. Что и составляет 28%).
В
приблизительном графике погашения кредита вы даже не узнаете о сумме
кредита, сумме начисленных %. Всю информацию вы должны высчитать сами.
Главное на что рассчитывают банк, так это на то, что вы обратите
внимание, что % по кредиту не очень большой. И осуществлять досрочное
погашение не имеет смысла, так как основная прибыль на Вас заложена в
теле кредита, а не в % по нему.
Кроме того, взаимоотношения с
банком обернутся для Вас мучением при погашении кредита. Затраты банк
осуществляет только на расширение пунктов выдачи кредита. Места же, где
его можно погасить, минимальны. Поэтому очереди в этот банк говорят не
о том, что потребители бьются насмерть для того чтобы доверить свои
сбережения, а для того, чтобы с проклятиями вернуть одолженные.
Плохая
стратегия лучше, чем ее полное отсутствие. Тем более, что стратегия
отлично продумана и откатана. Юридически и экономически обоснована. И
самое страшное, как говорил мой знакомый банкир в обсуждении этой
проблемы, «она позволяет им грести бабло». На Западе любая мало-мальски
серьезная компания вряд ли позволила бы использовать такой прием.
Желание заработать «деньги по- быстрому» там и наказывается быстро. На
рынке выживают монстры с безупречной репутацией. У нас же…
Я ни в коем случаи не призываю Вас к действиям. Я
просто даю Вам информацию. Так сказать пищу для размышлений. Перед
Правексом, как экономист занимающейся разработкой стратегий, снимаю
шляпу.
Как потребитель – никогда не буду пользоваться услугами банка, ни при каких обстоятельствах.
Так что это все стратегия или обман? Кто в Вас победит потребитель или специалист?