>

Обороты розничных торговых сетей все меньше
зависят от кредитов, выдаваемых банками на приобретение бытовой техники
и электроники. Существенных потерь банкирам это не сулит, поскольку
вовсю растет использование кредитных карт..
Еще несколько лет
назад российские банки не спешили делегировать своих представителей в
магазины, и "Русский стандарт" долгое время оставался чуть ли не
единственным кредитором покупателей.
Однако затем ситуация
поменялась — за соседними столиками в одной торговой сети стали
размещаться менеджеры разных банков, а сами магазины начали взимать с
банков арендную плату, хотя ранее банки "расплачивались" с ними
увеличением объемов продаж за счет выданных ими кредитов.
Настоящий
бум потребкредитов на приобретение бытовой техники и электроники был в
2004 г., тогда практически любая рекламная кампания торговой сети
делала акцент на возможность воспользоваться ими, вспоминает Надежда
Сенюк, директор по связям с общественностью "Техносилы". У некоторых
сетей на продажи в кредит приходилось более половины общего оборота,
добавляет зампред правления Инвестсбербанка Максим Чернущенко.
Теперь
же этот показатель падает. Так, в "Техносиле" в первом полугодии этого
года за счет потребкредитов было совершено 31% покупок, хотя годом
ранее — 36%, а в "М.Видео" — 23% вместо 30%. В "Мире" за январь — июнь
доля таких продаж не превысила 30%. Сведениями за первое полугодие
прошлого года пресс-служба сети не располагает, а по итогам всего года
этот показатель там составил около 35%, говорит ее сотрудник. Получить
данные от "Эльдорадо", одной из крупнейших сетей, торгующих бытовой
техникой и электроникой, не удалось.
Рынок бытовой техники и
электроники растет менее стремительными темпами, отмечает Сенюк.
Продажи в кредит смещаются в сферу торговли недвижимостью и
автомобилями. Доходы населения увеличиваются, поэтому люди могут
расплатиться за бытовую электронику, не прибегая к займам,- объясняет пресс-секретарь "М.Видео" Надежда Киселева.
Сокращение
продаж техники в кредит не означает падения спроса. Просто банки
переводят наиболее качественных заемщиков на кредитные карты и магазины
не могут идентифицировать такие покупки как кредитные,- поясняет аналитик Райффайзенбанка Максим Раскоснов.
"Банкиры не хотят делиться доходами с магазинами, — добавляет он. —
К
тому же сейчас кредитные карты — менее конкурентный и более
рентабельный бизнес (по сравнению с потребительским кредитованием)".
Так,
эффективная ставка по валютным кредитным картам у "Русского стандарта",
по его собственным признаниям, в прошлом году составила 63,8%, а по
рублевым — 68,6%, тогда как потребительские кредиты и автокредиты
принесли банку всего 43,6% . За полгода, по оценкам Раскоснова, ставки
на рынке снизились, но "карточные" ссуды по-прежнему приносят банкам
больше — в среднем 55-60% годовых, тогда как остальные — 40-45%.
Приблизительно
70% тех, кто погасил потребкредит, получают кредитные карты, а размер
задолженности по ним в среднем в 2,5 раза больше, чем по обычным
кредитам, отмечает Чернущенко. Но покидать стены магазинов банки не
планируют — это по-прежнему интересный бизнес и отличный способ
привлечения клиентов, уверяет Чернущенко.
Более того, "Русский
стандарт" пообещал инвесторам увеличивать свое присутствие не только в
ведущих, но и в небольших магазинах. Не стали менее значимы банки и для
ритейлеров.
"Доля продаж в кредит по-прежнему существенна, и мы ее будем стремиться увеличивать, в том числе за счет маркетинговых акций", — говорит Сенюк из "Техносилы".