Но вот в чем проблема. Кредит – это финансовый инструмент, и им надо умело
пользоваться. Иначе – беда!
Слишком много граждан воспринимают кредит не как деньги, а как манну
небесную, приобретая товары, которые превышают их финансовые возможности.
Сколько раз, спрашивая, почему человек приобрёл именно эту вещь, которую он
никогда бы не приобрел за наличные, я слышал примерно одну и ту же фразу: «Так в
кредит, не за деньги же!». Люди просто не считают кредит деньгами, а расплата за
такое невежество наступает очень быстро.
Приведу пример из своей жизни. Одна бывшая однокурсница моей жены попросила
меня найти ей новый холодильник. Сломался старый. А денег нет. Условия были
таковы: выплаты не более 400 рублей в месяц, первоначального взноса быть не
должно, т.к. деньги есть только на доставку в её деревню типа Тьмутаракань, и то
«под завязку». Общая сумма покупки не должна превышать 10 тысяч рублей. Живет
она одна с сыном, так что подходит практически любой вариант среднего
холодильника.
Нашёл я ей подходящий вариант, точно по её требованиям. И
взноса первого не было, и доставка недорогая, позвонил, продиктовал всё: адрес
магазина, модель, цену с учётом кредита, даже в каком углу сидит кредитный
инспектор и ФИО самого кредитного инспектора.
Но, видимо, не учёл я очень простой вещи, человеческой психологии.
Вот заходит в магазин такой лох (не знаю, как сказать это слово в женском
роде), у которого на бумажке уже всё написано. Куда надо идти? Правильно, к
кредитному инспектору, оформлять кредит. А что сделала эта женщина? Пошла гулять
по магазину и «консультироваться» с продавцом… Консультантом…
Итог таких консультаций: приобретён холодильник, который и за наличные-то
стоил более чем в полтора раза дороже. Но, учитывая, что банк, с кредитным
инспектором которого я разговаривал, не дал «добро» на такую дорогую покупку,
кредит был оформлен через другой банк с более высокой процентной ставкой. В
результате окончательная стоимость от расчетной выросла более чем на 70% и легла
тяжким бременем не только на её финансы (ну, какая зарплата у учительницы музыки
в деревенской школе?), но и на её престарелых родителей с их очень невысокой
пенсией.
Разумных объяснений, почему была выбрана именно эта модель, я так и не
получил. Был какой-то детский лепет про бОльшую вместимость, внутреннее
антибактериальное покрытие и специальную пластмассовую камеру для производства
ледяных кубиков. Да, это, конечно, жизненно необходимо, особенно ледяные кубики!
Как же жить без них в деревне-то? Никаких денег не жалко!
Ну почему же так получается? Почему потребительский кредит воспринимается не
как вынужденный шаг, у которого огромное количество негативных сторон, а как
манна небесная?! «В кредит, не за деньги же берём!»
Так что же делать, чтобы не попасть в такую «щекотливую» ситуацию?
1. Перед тем, как покупать любую вещь в кредит, необходимо хотя бы два
месяца (лучше больше) вести точный учет доходов и расходов. Анализ этих данных
даст Вам следующую информацию:
а) сколько реально средств Вы сможете
отчислять на кредит из семейного бюджета, «не затягивая пояса»;
б) от каких
«мелочей» можно отказаться на срок выплаты кредита.
2. Определившись с суммой, определите приоритеты. Какая вещь нужна Вам
сейчас более всего? Конечно, хочется всего и сразу! Но, увы… Если вещь только
одна, это хорошо. А если их много, запишите название каждой на отдельном листе
бумаги.
3. Обсудите «за» и «против» каждой вещи и обязательно
запишите все свои доводы. Кстати, чем больше людей примет участие в обсуждении,
тем лучше. Хотя… У каждого правила есть исключения. Постарайтесь привести
максимальное количество аргументов, почему нужна именно эта вещь. И так
методично, для каждой, написанной вещи. Не торопитесь. Учитывайте перспективу.
4. Взвесив все «за» и «против», выберите только одну необходимейшую
вещь. Подумайте, а нужна ли она Вам именно сейчас? Или, может, все-таки можно
без неё обойтись какое-то время? Да, конечно, круто заиметь фирмовейший
холодильник со встроенным в дверку экраном и регулировкой мороза в морозильной
камере с пульта дистанционного управления и… Но, если работает старый
холодильник и ломаться не собирается… Может, ну его нафиг?
5.Нет, всё-таки, надо брать!.. Тогда точно определитесь с
потребительскими свойствами вещи. Постарайтесь обойтись без модных «фишек», за
которые и берут самые большие деньги. У многих наших граждан почему-то
существует поверье, что более дорогие вещи лучше и дольше работают. Не всегда и
не везде! Ищите нужную информацию не у знакомых, которые уже купили данную вещь
(человек всегда пытается логически оправдать даже явные «косяки»), а в журналах
для потребителей, причём лучше не в одном.
6. Собирайте как можно больше информации. Не жалейте на сбор данных и
анализ времени! Обязательно подберите несколько устраивающих Вас моделей.
Кстати, и магазин, и банк тоже надо выбирать как можно тщательнее. «Сейчас все
одинаковы» – часто слышу я. Ой-ли…
7. Ну вот, определись с моделями, магазинами и банками. Обязательно
предварительно обзвоните все магазины. Задайте как можно больше разнообразных
вопросов. «Потрепите нервы» продавцам и кредитным инспекторам. Не стесняйтесь
задавать самые каверзные вопросы типа «а что будет, если я заболею и не смогу
некоторое время выплачивать кредит?». Такая информация лишней не будет никогда.
Обязательно узнайте имена и фамилии тех, с кем Вы разговаривали. Все ответы
тщательно фиксируйте, эта информация Вам очень пригодится. Закончились все-все
вопросы? Начинайте звонить в другой магазин. Возникли новые. Не стесняйтесь
позвонить ещё раз. Сравните условия, выберите лучших.
8. Поход в магазин. Вынули бумажку, спросили менеджера, чья фамилия
записана у Вас. Не обращая внимания на щебетание менеджера-«консультанта» типа
«встроенная система суперактивной разморозки резко увеличивает потребительские
свойства данной модели, а выплаты по кредиту вырастают так незначительно, что Вы
их практически не заметите». Ещё как заметите!
9. Возможно, продавец постарается изменить Ваш выбор, предложив за те
же деньги другую модель, у которой, естественно, много достоинств. По его
личному мнению... Стойте на своём! Даже если вдруг продавец посеял
неопределенность в Вашей душе, разворачивайтесь и идите собирать информацию.
Затем сравните её с той, которая у Вас уже есть. Спокойно, тщательно.
10. Внимание! Если то, что Вам сказали по телефону (а у Вас это всё
зафиксировано) и реальные условия сделки (цена, условия доставки и т.д.)
отличаются, трижды подумайте, стоит ли связываться именно с этой фирмой. Стоит
ли оставлять явным обманщикам свои кровные (пусть даже ещё и не заработанные)
деньги. Может, лучше уйти к тем, кто «за базар отвечает»? Не стесняйтесь
задавать каверзные вопросы, которые возникают у Вас по ходу. Прямая обязанность
работников – отвечать на них! За те деньги, что вы будете в течении длительного
времени отдавать банку, Вы отдаёте часть своей жизни. Так сделайте так, чтобы не
пришлось жалеть об этом!
11. Ну вот, вещь куплена, доставлена, распакована… Не забывайте, в
течении 15 дней, по закону, Вы можете вернуть её в магазин обратно, не объясняя
причин. И то, что вещь куплена в кредит, ни в коем случае не ущемляет Ваши
права. Вы просто расторгаете кредитный договор.
12. Ну, а если всё хорошо? Рад за Вас. Только, пожалуйста, не
забывайте ещё одно «золотое» правило. Никогда не берите новый кредит, если не
выплачен старый!
Если Вы прочитали эту статью до конца, я просто поражаюсь Вашему терпению!
Значит, у Вас хватит его и выполнить те процедуры, которые указаны в этой
статье.
Со временем это войдёт в привычку и будет совсем несложно.
Автор статьи: Михаил Груздев,
ШколаЖизни.ру