>

В последнее время на рынке появилось много предложений помочь с
ипотечным кредитом тем, кому в нем было отказано. Различные брокерские
компании берутся пролоббировать в банках интересы "отказников" –
граждан с неподтвержденными доходами и другими финансовыми проблемами..
Подобные
брокерские компании действуют вполне легально, арендуют офисы в дорогих
районах в центре Москвы и, судя по всему, не намерены "кидать" своих
клиентов. Как было сказано корреспонденту "Газеты.Ru" в одной из таких
фирм, банковский процент будет зависеть от сложности ситуации, но в
среднем – колеблется от 9 до 12%. Доля фирмы-посредника составляет 3-5%
от стоимости квартиры. Расходы на страховку, оценку и нотариальную
регистрацию не отличаются от средних по Москве. От самого же клиента
требуется только платить и "слушаться".
"Газета.Ru"
расспросила специалистов ипотечного рынка о том, насколько законна
деятельность подобных фирм, и чем рискует обратившийся к ним клиент.
По
мнению опрошенных экспертов, в принципе в услугах ипотечного брокера,
как и в любой посреднической деятельности, нет ничего противозаконного.
Однако, содержание деятельности компаний, берущихся пролоббировать
интересы "отказников", может быть самым разнообразным.
По мнению
президента Международной академии ипотеки и недвижимости Ивана Грачева,
внутренние регламенты банка, не позволяющие выдачу кредита тому или
иному клиенту, можно обходить и законным путем.
Так, брокерская
компания может давать свои гарантии банку за счет собственных резервов.
"Это правильный бизнес, – считает господин Грачев, – и риск здесь не
превышает прибыль - собирая по 3-5% с каждого клиента, брокер вполне
может договориться с банком о дополнительных гарантиях. И даже при
"провале" нескольких клиентов, его маржа будет перекрывать убытки".
Тем не менее, велика вероятность того, что "брокер" может оказаться не посредником, а мошенником.
"Компания потребует с клиента первоначальный взнос, а затем пойдет обычным путем, изображая при этом какую-то деятельность",
– отмечает господин Грачев. То есть клиент мог бы и без всякого
посредника прийти в банк – и ему не отказали бы, и 3-5% от стоимости
квартиры были бы целы.
Лоббирование в банках – это зачастую
всего лишь приманка для клиентов и по мнению известного эксперта рынка
недвижимости, профессора РЭА им. Плеханова Геннадия Стерника.
"Часть
банков четко разделяет (в том числе по уровню процентных ставок)
клиентов с подтвержденными и неподтвержденными доходами и принимают и
тех, и других. Но им удобнее делать это через ипотечного брокера", – считает господин Стерник.
Между
тем, по мнению генерального директора компании "Лаурел", эксперта
Госдумы и Совета Федерации по вопросам развития ипотечного кредитования
Ирины Радченко, банки, изначальная политика которых "давать кредиты
всем подряд", с заемщиками особо не церемонятся: у них хуже условия,
выше первоначальный взнос и процентная ставка. Клиенту может быть
предложен и "ломбардный" кредит - под другую квартиру.
Кроме того, у банка есть масса способов для манипуляций.
"К примеру, на предварительных переговорах брокер будет уверять, что все хорошо, и процент по кредиту составляет 11% годовых, – говорит Ирина Радченко. –
Однако
в итоге в договоре может оказаться пропечатанный микроскопическим
шрифтом 1% ежемесячно за обслуживание кредита. А это – еще 24% в год".
Есть
на рынке и "черные брокеры", занимающиеся откровенным мошенничеством,
делающие из "клиента-полуфабриката" легального заемщика.
"Такие
фирмы подделывают дипломы и трудовые книжки, штампуют фирмы-поганки, у
них есть специальные технологии создания видимости того, что человек –
солидный клиент, – рассказывает госпожа Радченко. –
От некоторых
банков я слышала байки о том, как некоторые брокерские конторы приводят
к ним клиентов сплошь из одной фирмы "Лютик". А когда в "Лютике"
заканчиваются должности топ-менеджмента, появляется новая фирма-поганка".
Кроме
хорошей кредитной истории "черные брокеры" подстраховываются своими
андеррайтерами (человек, проверяющий кредитоспособность) в банках.
Подкупленный андеррайтер закрывает глаза на сфабрикованное дело.
"
Многие
банковские аналитики сходятся во мнении, что в значительной части
банков процветает подпольный бизнес, и за хороший откат принимаются
любые дела", - говорит госпожа Радченко.
Тем не менее, банки
пытаются бороться с этим явлением. И велика вероятность того, что
сфабрикованный клиент будет разоблачен и получит "черную метку".
"Если клиент видит объявление о том, что кто-либо может решить все его вопросы с кредитом, то стоит задуматься, и не раз, - считает член правления "Городского ипотечного банка" Игорь Жигунов. –
Предоставление
ложной, "подкорректированной" под требования банка информации чревато
возможностью остаться без услуги и уплаченных за нее денег, а также
попаданием в "черный список".
По мнению господина Жигунова,
обращаясь к ипотечным брокерам, клиенту, прежде всего, необходимо
удостовериться в наличии у компании аккредитации по программе того или
иного банка, соглашения о взаимодействии и опыта работы с ним.
Что
же касается "отказников", то, как уверяют эксперты, даже если клиенту
было отказано в одном банке (из-за несоответствия каким-либо критериям
его программы), он вполне может получить кредит в другом месте. Более
того, за последние 1,5 - 2 года серьезно изменилась ситуация на рынке и
вынужденные учитывать сегодняшние реалии банки начали либерализацию
своих ипотечных программ.
"В 2006 году произошел резкий скачек цен на жилье, и у банков началась острая нехватка клиентов, – говорит PR-директор ГК "Пересвет" Ирина Наумова, –
в
результате появились программы с низкими процентными ставками и мягкими
условиями получения кредита. Есть множество программ, которые
фактически не требуют подтверждения доходов.
Нетрудно
догадаться: для человека, которому отказали в кредите в 2005 году,
сейчас вполне можно подобрать подходящие предложения. Только не все об
этом знают.
Думаю, что именно на этих "прошлогодних отказников"
и рассчитан рекламный слоган таких брокерских компаний. Просто брокеры
умело пользуются рыночной конъюнктурой".